02.07.2016 | 17:25

Кирилл Серебренников представил новый спектакль "Кафка"

Кирилл Серебренников представил публике в «Гоголь-центре» новый спектакль – об одном из самых чутких и прозорливых писателей XX века. Ведь он, Франц Кафка, раньше прочих увидел все то безумие, в которое миру предстояло погрузиться. Постановка называется просто «Кафка». И каждый играющий на сцене – соавтор абсурда жизни. И в каждом Кафка. И каждого сидящего в зале происходящее на сцене заставляет подумать: я, наверное, тоже Кафка. Так что у спектакля имеется возрастное ограничение «18 +», почти постоянное для этого театра. 

Пьесу «Кафка» написал драматург Валерий Печейкин – кафкавед и кафкалюб. Когда Кирилл Серебреников захотел поставить ее в родном городе Кафки – Праге – получил мягкий отказ: это достопримечательность туристическая, к Праге отношения не имеющая. Так спектакль оказался в «Гоголь-центре». 

Творческая кухня Кафки, дневники, письма – все, что он завещал сжечь после смерти, оживает на сцене под состаренное видео, эстраду начала XX века и даже – звуки пилы. Кафку сыграл бывший Чичиков – Семен Штейнберг. Говорит, сложнее всего было нащупать того червя, который истязал Кафку внутренними противоречиями.

«По-моему, я всего его прочитал, я уже полгода живу вместе с ним. Поэтому, наверное, это любовь. Да, я люблю Кафку», - признается актер Семен Штейнберг.

Едва ли не в первый раз на сцене «Гоголь-центра» – спектакль с историческими костюмами – 20-е годы XX века. Аутентичные вещи искали долго: воротнички из Англии, обувь из Америки, шляпы из Германии, лекала – французско-немецко-бельгийские. Серебренников сам выступил художником спектакля. 

«Там все время кажется, что это странно, и персонажу Йозефу К. все время кажется, что это странно, а для нас это не странно, для нас это часть нашего бытия», - говорит режиссер Кирилл Серебренников.

Открытие Кафки-человека, наверняка, пробудит интерес к его творчеству даже у тех, кто до сих пор был равнодушен. Его мир – не только абсурд и страх перед внешним, не только роковой конфликт с отцом, не случившаяся женитьба. Кафка, например, активно изучал садоводство, чтобы разбить сады в Палестине, куда он собирался поехать и основать государство Израиль.

«Самое удивительное для меня - Кафка как человек, читать его письма гораздо интереснее, чем читать "Замок". Читать его биографию, то, что его друг Макс Брод написал, читать, как он реагировал на некие происшествия в его жизни – это гораздо интереснее. Он и есть создание, он и есть – Кафка», - считает актер Один Байрон.

Во время работы над спектаклем среди артистов родился слоган, который с моменты премьеры переходит к зрителям. «Кафка – это я», - отныне утверждают в «Гоголь-центре».

Новости культуры

Читайте также:
В "Гоголь-центре" начинаются премьерные показы спектакля "Кафка" в постановке Серебренникова