19.01.2011 | 10:52

Русский пейзаж в галерее Гельмана

Пейзаж как явление определенной национальной школы живописи появился в истории искусства в XVII столетии. В этом жанре прославились Венецианов и Левитан, Шишкин и Айвазовский. Но каков русский пейзаж XXI века? Ответить на этот вопрос попытались 12 современных художников, которые представляют свои картины на Винзаводе. Рассказывают «Новости культуры».

 

 

Великие русские пейзажисты - Левитан, Саврасов, Айвазовский, мягко говоря, удивились бы такому видению русского пейзажа. Удивились бы вдвойне узнав, что именно их работы вдохновили современных художников. Вместо русского поля - старый бабушкин ковер, вместо колосьев спелой ржи - психоделическая морковка. Самое время задуматься не только о метаморфозах, происходящих с бескрайними российскими просторами, но и человеческом восприятии родного края.

«Выставка «Русский пейзаж» задумывалась в-общем то, как провокационная, потому что натюрморт, пейзаж, портрет такие понятия практически отсутствуют в современном искусстве. Пейзаж который транслирует современный художник - он очень индивидуален и это интересно, потому что они разрабатывают новый язык», - говорит куратор выставки, художник Георгий Острецов.

Новый взгляд на классические сюжеты. Работа Георгия Острецова «Лесной сплав» украшена разноцветными лампочками, которые служат маяками для кораблей, плывущих в ночи. Есть здесь, правда, и ночное солнце, но светит оно слишком слабо, может потому что состоит не из водорода, гелия и других элементов, а из обычных дверных ручек..

«В этом триптихе «Сплав леса» и здесь я закладываю достаточно смыслов и отсыла вообще к истории пейзажа. Вот эта луна навеяна Куинджи, табличка «вход» такая же какая бывает во всех учреждениях, это как Эрик Булатов. Это такой мистический вход в небо», - говорит художник.

Работу Георгия Литичевского и картиной назвать трудно, скорее – масштабный комикс, в котором художник предлагает задуматься о глобальных изменениях на планете. Его цветы-мутанты восстали против естественных природных процессов - их жертвами становятся коровы, тракторы, а с наступлением зимы – и снег. Поглощая все что попадается на их пути, цветы-лангольеры натыкаются на черные дыры, по мысли художника - порталы, ведущие к недрам нашей земли.

«Я хотел показать, что пусть мы и любим природу, но в ней могут быть скрыты разные смыслы и скрывать самые неожиданные изменения, это одно произведение состоящее из четырех частей, - говорит Литичевский. – Поскольку это не только пейзаж, но и комикс , то следовательно уместно было бы написать «продолжение следует» , но в данном случае оно уже происходит в нашем воображении».

Полностью перевернув традиционные представления о классическом пейзаже, участники выставки так и не ответили на главный вопрос - а какие же они на самом деле русские просторы? Впрочем, на объективность и реализм художники не претендовали. Главное для них это игра с образами и смыслами.