19.01.2011 | 11:20

Иконография Крещения Господня

В мировой художественной культуре много произведений на тему Богоявления. Первые сюжеты стали появляться еще на заре христианства. И хотя они стали каноническими, многие иконописцы писали этот сюжет по-своему, добавляя интересные детали. Тема Богоявления волновала и живописцев. Именно изображение Крещения Господня подвигает многих на первое знакомство с христианскими традициями. Рассказывают «Новости культуры».

 

 

Православные верят, Крещенская вода – особая. Она, словно из реки Иордан, где Иоанн Предтеча крестил Иисуса. После чего Иоанна стали называть Крестителем, а Иисуса – Христом. Иконография этого события – богатейшая.

Как рассказывает зав. отделом древнерусского искусства государственной Третьяковской галереи Наталья Шередега, «самые древние изображения относят к самым первым столетиям нашей эры. И располагаются они и в катакомбах, и на саркофагах. Но развернутый сюжет Богоявления больше связан с периодом средних веков».

В экспозиции Третьяковки – икона Богоявления - рубежа XV-XVI веков. Почти каноническое изображение: Спаситель стоит в водах реки Иордан, к его голове прикасается Предтеча, над ними – Святой Дух в виде голубя. Правда, иконописец добавил образы ангелов, не упоминаемые в евангельских текстах.

«Очень интересные бывали изображения – олицетворение реки Иордан, - говорит Шередега, - Спаситель, приняв Крещение, очистил воды реки, и образ реки Иордан изображали или в виде старца – седовласого, почти античного героя, или в образе женщины на дельфинах».

Икону Крещения можно увидеть в каждом православном Храме. В Богоявленском кафедральном соборе, где обычно в этот праздник происходит великое водоосвящение и служат торжественную литургию - эта икона - над мощами Святителя Алексия. Сплошные лампадки – рассмотреть изображение предположительно XVII века – задача не из простых.

«Главный алтарь Богоявленского собора освящен в честь главного праздника – праздника Богоявления, Крещения Господня. На иконе Крещения изображен сам Господь Иисус Христос, который пришел к пророку и Крестителю Иоанну для крещения в водах Иордана», - рассказывает клирик Богоявленского кафедрального собора г. Москвы, иерей Константин Корнеев.

Сюжет Богоявления всегда был одним из самых востребованных у православных. Как в Иконописи, так и в живописи. 20 лет, с 1837 года над грандиозным полотном «Явление Христа народу» в Италии работал Александр Иванов. Об этом знали все, кто интересовался искусством. А Павел Третьяков скупал эскизы – порядка сотни, саму картину купить было невозможно – она писалась по заказу Академии художеств, и ею же была приобретена.

«Как еще лучше эту тему спасения человечества показать? И на примере всех категорий людей: тут и рабы, и всадники, и нищие, и апостолы - ученики Христа. Это картина мира, картина-вселенная», - говорит хранитель экспозиции XVIII-начала XIX вв. государственной Третьяковской галереи Наталья Преснова.

Зал Третьяковки, где экспонируется хрестоматийная картина Иванова, в крещенские дни не пустует никогда. Для самых юных иногда именно с этого полотна - одного из самых знаменитых в истории русского искусства - начинается знакомство с христианскими традициями.