29.06.2016 | 11:03

В "Гоголь-центре" начинаются премьерные показы спектакля "Кафка" в постановке Серебренникова

Его имя – синоним особого типа абсурда. Он стал «пророком безумий XX века». Причудливые образы и парадоксальные сюжеты, опубликованные посмертно, принесли всемирную славу бывшему скромному клерку – Францу Кафке. Сегодня в «Гоголь-центре» начинаются премьерные показы спектакля «Кафка» в постановке Кирилла Серебренникова.

Над спектаклем работали долго и кропотливо. Творческая кухня Кафки, дневники, письма – все, что он завещал сжечь после смерти, оживает на сцене под состаренное видео, эстраду начала XX века и даже – звуки пилы. Кафку сыграл бывший Чичиков – Семен Штейнберг.

«По-моему, я всего его прочитал, я уже полгода живу вместе с ним. Поэтому, наверное, это любовь. Ну да, я люблю Кафку», - признается актер Семен Штейнберг.

Едва ли не в первый раз на сцене «Гоголь-центра» – спектакль с историческими костюмами – 20-е годы XX века. Аутентичные вещи искались долго: воротнички из Англии, обувь из Америки, шляпы из Германии, лекала – французско-немецко-бельгийские. Серебреников сам выступил художником спектакля. Самым большим открытием от глубинного проникновения не просто в мир – в самого Кафку – стало, по словам Кирилла Серебренникова, то, «что мы все про это знаем».

«И это все не вызывает у нас никаких вопросов. Там все время кажется, что это странно, и персонажу Йозефу К. все время кажется, что это странно, а для нас это не странно, для нас это часть нашего бытия», - добавляет режиссер.

Открытие Кафки-человека, наверняка, пробудит интерес к его творчеству даже у тех, кто до сих пор был равнодушен. Его мир – не только абсурд и страх перед внешним, не только роковой конфликт с отцом, не случившаяся женитьба. Кафка, например, активно изучал садоводство, чтобы разбить сады в Палестине, куда он собирался поехать и основать государство Израиль.

«Самое удивительное для меня - Кафка как человек, читать его письма гораздо интереснее, чем читать «Замок». Читать его биографию, то, что его друг Макс Брод написал, читать, как он реагировал на некие происшествия в его жизни – это гораздо интереснее. Он и есть создание, он и есть – Кафка», - считает актер Один Байрон.

Во время работы над спектаклем среди артистов родился слоган, который с моменты премьеры переходит к зрителям. «Кафка – это я», - отныне утверждают в «Гоголь-центре».  

Новости культуры