29.06.2016 | 23:59

В Русском музее открыли крупнейшую за последние годы выставку автопортрета

В Петербурге начала работу крупнейшая за последние годы выставка автопортрета. Она называется «Моё я. Автопортрет в собрании Русского музея». В корпусе Бенуа представлено более двухсот работ как известных мастеров: Брюллова, Репина, Врубеля, Кандинского, так и тех, чьи имена на слуху больше у искусствоведов. 

Первый автопортрет в русском искусстве 1729 года. Художник Андрей Матвеев с женой. Супруги одеты по последней моде. Матвеев явно хотел запечатлеть себя в истории. Но далеко не все мастера руководствовались тщеславием. Многие пытались просто сэкономить.

«Модель должна быть оплачена, а если моделью является он сам, уже ничего не платит. Бывало и такое, что автопортреты рисовались в зеркало, чтобы не платить кому-то за портрет», - рассказывает заместитель директора Русского музея по научной работе Евгения Петрова.

Автопортрет, представленный на выставке, Карл Брюллов написал незадолго до смерти. Тяжелая болезнь омрачила последние годы жизни художника, он почти не выходил из дома. «Великий Карл» - так называли его современники. Он работал на пределе своих сил, мы видим его усталым и изможденным, но сохранившим остроту зрения и твердость руки. Каждая картина - как жизнь и судьба.

Многие автопортреты являются еще и автобиографиями. К примеру, работа молодого живописца Егора Белякова, который от природы был лишен рук. Только благодаря волевому характеру он смог поступить в Петербургскую академию художеств и стать настоящим профессионалом. На представленном в экспозиции портрете ему нет и 30-ти.

В одном из залов выставки - сразу три автопортрета Ильи Репина. Наиболее интересен сделанный в 1878-м. В то время художник стал членом Товарищества передвижников. Он писал Владимиру Стасову: «Для меня это большая честь, я исполнил, наконец, то, что давно хотел». На выставке можно увидеть и наиболее редкую работу художника, где Репину уже почти 80. 

Суриков, Врубель, Кустодиев... Каждый автопортрет - словно иллюстрация к учебнику русской живописи трех столетий. Самые яркие страницы - картины Василия Беляшина. Он не боялся писать себя смеющимся, надувающим щеки, закрывающим лицо чашкой с чаем.

«Он изображал себя в гротескных, ироничных, самоироничных ситуациях и не боялся этого, что для этого периода - довольно редкий случай, - отмечает ведущий научный сотрудник Русского музея Алиса Любимова. - В основном автопортретирующие очень серьёзны, репрезентативны, и поэтому вот такая смеховая культура довольно редка для русского искусства этого периода».

Столь масштабной выставки автопортретов зрители не видели почти 40 лет. Подобная экспозиция проходила в Русском музее и в Третьяковской галерее в конце 70-х годов прошлого века. Помимо живописи - графика, скульптура, а также - самые последние работы современных художников, которые позируют на фоне своих картин.


Новости культуры