01.07.2016 | 17:05

Спектакли хореографа Мэтью Боурна покажут в российских кинотеатрах

Сегодня в рамках Летнего театрального фестиваля TheatreHD в кинотеатрах России начинаются показы трех спектаклей знаменитого британского хореографа Мэтью Боурна. Балеты «Кар мэн», «Лебединое озеро» и «Спящая красавица будут показаны в более чем 50 городах.



Мэтью Боурн – кавалер ордена Британской империи, обладатель премии «Тони», пяти премий Лоренса Оливье и других международных наград, один из немногих хореографов в мире, которые имеют славу не только в узком балетном кругу, а именно среди широкой публики.

Его часто называют Энди Уорхолом балета, в его постановках классические сюжеты переплетены с современной проблематикой, а откровенный эпатаж с традиционным британским юмором. «Строго говоря, назвать спектакли Боурна балетами в классическом понимании этого слова нельзя. Сам он характеризует их как «пьесы без слов».

По словам организаторов кинопоказов, постановки представляют собой слегка безумную смесь актерской игры, танца, пластических экзерсисов и световых эффектов, смесь драмбалета, перфоманса, мюзикла, элементов массовой культуры и безграничной фантазии.

Мэтью Боурн придумал свой собственный жанр и более чем успешно существует в нем уже не одно десятилетие. Его истории на первый взгляд кажутся исключительно развлекательными, но на деле оказывается, что они зачастую глубже и содержательнее, чем их классические «родственники».

Хореограф – бунтарь, балетмейстер-провокатор Мэтью Боурн позволяет себе смеяться надо всеми: королевской семьей, массовой культурой, модой, классическим балетом. Его спектакли шокируют и удивляют. Его фея Сирени – вампир, а принц Дезире – садовник, Дориан Грей – фотомодель, место действия «Щелкунчика» он переносит в сиротский приют, а современную версию «Золушки» – в Лондон времен Второй мировой войны (принц – летчик королевских ВВС, Золушка – скромная горожанка, и разлучает их не бой часов, а налет немецких бомбардировщиков). Можно вспомнить и «Лебединое озеро» с мужчинами-танцовщиками, балет был удостоен более 30 международных театральных наград.

«Классические сюжеты мне нравятся тем, что это универсальные, известны всем истории, на основе которых можно рассказывать и показывать совершенно разные вещи», – говорит Мэтью Боурн.

Долгое время Мэтью Боурн, буквально «выращивающий» свою публику, отказывался от сотрудничества с большим экраном и представлял свои работы исключительно на ведущих сценах мира и театральных фестивалях. Москва не стала исключением: уже не первый год Мэтью Боурн радует театралов столицы свои спектаклями. К счастью, теперь зрители и Москвы, и других городов России получат возможность открыть для себя мир, придуманный Мэтью Боурном, и убедиться, что он великолепен и не похож ни на что, прежде виденное.

Открывает парад балетных «блокбастеров» самый брутальный спектакль Боурна – балет в двух действиях «Кар мэн», поставленный по мотивам бессмертной оперы Ж. Бизе «Кармен». Всем известная история из XIX века и табачной фабрики переехала в автомастерскую-забегаловку в Америке 60-х годов. Спектакль был снят в театре Sadles’Wells (Лондон) в августе 2015 года.

«Лебединое озеро» – самый знаменитый балет Мэтью Боурна, полностью изменивший представление о классическом танце, был показан впервые 21 год назад. От канонической версии Мэтью Боурн оставил лишь имена некоторых персонажей и музыку Чайковского. В центре сюжета – трагическая история несчастного принца, живущего с властной матерью, и Лебедя, который оказался единственной родственной душой, но подверг Принца непереносимому испытанию. Партии лебедей исполняют танцовщики-мужчины. Спектакль снят в 2011 году в лондонском театре Sadler’s Wells с участием звездного состава компании New Adventures.

История «Спящей красавицы» начинается в 1890 году, в тот самый год, когда мир увидел самую первую премьеру этого балета, и заканчивается, как и положено по сказке Шарля Перро, через сто лет, когда Аврора просыпается в современном мире. По словам хореографа, идея спектакля пришла ему в голову во время визита в Клин. Он искал вдохновения для спектакля, который бы отметил 25-летие его компании, и дом Чайковского, атмосфера, царящая там, подсказали, в каком направлении двигаться. «Ни над одним спектаклем я не работал так долго и тщательно, как над «Спящей красавицей», – вспоминает Мэтью Боурн. – Перечитал кучу сказок и книг о сказках. Зато теперь это, пожалуй, самая любимая и важная для меня работа из трилогии Чайковского в моей хореографии».