28.06.2016 | 20:20

Конкурсные ленты Досталя и Джовера показали на ММКФ

«Имя ему легион». На тему «искушения бесом человека» в своей новой работе рассуждает Николай Досталь. Его фильм «Монах и Бес» участвует в основном конкурсе 38-го ММКФ. Принцип «сила действия равна силе противодействия» режиссёр применяет к борьбе человека с испытаниями. Чем их больше, тем сильнее становится человек. Ещё один фильм, претендующий на главную награду смотра – «Пелена» филиппинца Ралстона Джовера. Подробнее о номинантах – в нашем репортаже.

Единственный в основном конкурсе российский фильм смело можно назвать самым ожидаемым, вызвавшим наибольший ажиотаж на Московском кинофестивале. Зал был полон и во время пресс-показа, и на пресс-конференции. Режиссёр ленты Николай Досталь уже давно погружен в тему христианства и исследует самые сложные и деликатные его аспекты. Его телевизионный фильм «Раскол» был посвящён реформам патриарха Никона. В ленте «Монах и бес» Досталь затронул болезненную тему борьбы светлых и тёмных сил внутри верующего человека.

«Может ли бес стать человеком? – спрашивает Николай Досталь. – А чёрт его знает. Может быть, мы можем победить бесовщину, которая в нас пребывает, и ежечасно идёт борьба с ними. Помните, как сказано про тайну беззакония? Она же абсурдна! "Не люби и нелюбим будешь". Но Иван Семёныч ведь любовью победил бесов, любовью».

Большая часть съёмок проходила в Вологодской области, на территории Кирилло-Белозерского монастыря, любимом месте Николая Досталя. Снимали также в Крыму и в Иордании. Каких-то мистических событий на площадке не происходило. А вот приступить к съёмкам режиссёру долго не удавалось.

«То, что я не мог четыре года, бесы крутили и не давали мне снять эту картину – это уже испытание. Все говорили: ну крутят, ну крутят! А я каждый раз, в шутку, когда за столом поднимал бокала вина, мой любимый тост был: за успех всех безнадёжных предприятий!» - признался Николай Досталь.

Автор сценария фильма – Юрий Арабов, который тоже глубоко погружён в христианство, во многих своих текстах сталкивает божественные и дьявольские силы. Жанр картины определён как комедия, но за фирменным арабовским юмором, ироничными и тонкими диалогами прячутся серьёзные философские размышления и терзания о природе и смысле тёмных сил.

«Бесы – это умные духи. Они единственные в Евангелии знали, что Христос – не человек и не мессия, а нечто большее. А никто не знал, в том числе апостолы. Я хочу сказать, что «Мастер и Маргарита» написан с этим сюжетом. Булгаковская вещь о том, что провидение Господне управляет и темной силой, и темная сила, в конечном счёте, выполняет некий высший план, который нам неизвестен», - убеждён сценарист Юрий Арабов.

Другая конкурсная лента «Пелена» рассказывает о трудных судьбах беспризорников и подростков из неблагополучных семей. Это дебютная режиссёрская работа филиппинского сценариста Ралстона Джовера. Картину тепло приняли некоторые кинокритики, а вот зрителей и журналистов она не очень привлекла – зал был почти пустым. Похоже, внутренние демоны занимают российского зрителя сильнее, чем проблемы филиппинских беспризорников. 

Новости культуры

38-й Московский международный кинофестиваль. Все материалы темы