28.06.2016 | 14:37

К 80-летию Андрея Торстенсена

6 июля юбилей отмечает заслуженный деятель искусств РФ, телевизионный режиссер Андрей Торстенсен. К этой дате телеканал «Россия К» покажет работы, снятые режиссером: документальные фильмы «Алиса Коонен» (4 июля, 18:35), «Раймонд Паулс. Сыграй, маэстро, жизнь свою...» (6 июля, 18:25), «Альфред Шнитке. Дух дышит, где хочет...» (7 июля, 18:20) и телефильм «П.И. Чайковский и А.С. Пушкин. «Что наша жизнь...» (5 июля, 18:35).

Телевизионный режиссер, лауреат премии ТЭФИ Андрей Торстенсен родился в театральной семье. Его отец был актером Камерного театра, мать – художником по костюмам. В 1959 году он окончил актерский факультет ГИТИСа, служил в Саратовском ТЮЗе, но в 1962 году вернулся в Москву и пришел на телевидение, где работает уже более 50 лет. В его трудовой книжке значилась и Главная редакция научно-популярных и образовательных программ Центрального телевидения СССР, и Главная редакция литературно-драматических программ, и творческое объединение «Лад». В советские годы зрители могли видеть передачи из телевизионного цикла «Драматургия и театр» (1977 – 1979), над которым Андрей Торстенсен работал вместе с критиком Натальей Крымовой.

«У каждого из нас свой характер и ритм работы. Торстенсен – человек медленный. И это на первый взгляд совсем уже не телевизионное качество. На телевидении все делают быстро. Но гораздо чаще – торопливо, в суете. Никакой суеты нет в Андрее Торстенсене, и это, на мой взгляд, замечательно, – вспоминала Наталья Крымова. – Однажды хорошо сказал о нем мой муж, режиссер Анатолий Эфрос. Видя, что нервничаю от того, как медленно, и как мне казалось, нескладно, не по плану идет работа над очередной передачей, Эфрос произнес: "Перестань суетиться. Андрей – художник. Ему надо поверить раз и навсегда". Вот с тех пор я и поняла, раз и навсегда, что самое главное в Андрее Торстенсене. Он не "придумывает" передачу, как ремесленник. Замысел будущей работы возникает в нем по тем законам, которые словами не определишь. Этих слов не знал и сам Станиславский, хотя, кажется, всему в искусстве нашел определение».

У актрисы Ии Саввиной и Торстенсена выходил цикл передач о русских драматургах – Островском, Чехове, Тургеневе, Толстом.

На телеканале «Россия К» Андрей Торстенсен работает с 1997 года. «С Андреем Владимировичем мы знакомы более 30 лет, – рассказывает заслуженный деятель искусств РФ, музыкант Валентин Тернявский. – Андрей Владимирович очень музыкален, и так сложилась судьба, что ему пришлось немало в своей жизни работать именно с музыкальным материалом. Для телеканала я сделал 115 фильмов, и половину из них вместе с Торстенсеном. Среди наших совместных работ – фильмы практически обо всех композиторах советского времени – Дмитрии Шостаковиче, Георгии Свиридове, Араме Хачатуряне, Родионе Щедрине, Александре Пахмутовой, Евгении Светланове, Святославе Рихтере и многих других, включая выдающихся исполнителей. Еще он знает и любит театр. Его родители работали в Камерном театре, поэтому еще ребенком он прочувствовал и впитал в себя атмосферу Таирова и все, что он делает, это, на мой взгляд, и есть тот багаж, который он получил в детстве. Сам Бог велел, чтобы к его юбилею мы показали документальный фильм, снятый им об актрисе Камерного театра Алисе Коонен. Мне кажется, что среди многих телевизионных режиссеров Андрей Владимирович снимает не просто познавательные телепередачи, а привносит свое особое видение. Его отличает своя интонация, которая выражается и в ритме кадра, и в полифонии настроений и эмоций. Его исключительное умение – это найти в кадре одну едва заметную деталь, вокруг нее выстроить весь материал и задать тон будущему фильму».

Документальный фильм «Алиса Коонен» (4 июля, 18:35) из цикла «Острова» посвящен одной из любимых учениц Константина Станиславского, соавторе и жене режиссера Александра Таирова, чье имя сегодня стоит рядом с величайшими трагическими актрисами XIX – XX столетий: Марией Ермоловой, Сарой Бернар, Элеонорой Дузе. Алиса Коонен блистала в спектаклях МХАТа: Маша в «Живом трупе», Анитра в «Пер Гюнте», Мириам в Miserere Юшкевича, Митиль в «Синей птице». Но в 1913 году она вдруг ушла в Свободный театр Константина Марджанова и встретила там своего режиссера – Таирова. Вместе они создали прямую противоположность МХАТа – Камерный театр. Профиль актрисы украшал его эмблему, а фамилия – афиши и программки. Все 35 лет, пока театр существовал, Коонен оставалась его символом. Являясь знатоком и поклонницей творчества Алисы Коонен, Алла Демидова рассказывает о ее творчестве, триумфе на парижской сцене, о встречах со Станиславским, Стравинским и Блоком. Бродя по Парижу, выходя на сцену Московского театра имени А.С. Пушкина, одна выдающаяся актриса, наша современница, говорит о другой актрисе, уже ставшей легендой.

В телефильме «П.И. Чайковский и А.С. Пушкин. «Что наша жизнь...» (5 июля, 18:35) прозвучат отрывки из оперы Петра Ильича Чайковского «Пиковая дама» в исполнении Владимира Атлантова, Морин Форрестер, Сергея Лейферкуса, Миреллы Френи и Бостонского оркестра под управлением Сэйдзи Одзавы. Фрагменты Симфонии №6 П.И. Чайковского прозвучат в исполнении оркестра Венской филармонии под управлением Герберта фон Караяна, также прозвучит фрагмент из оперы Джузеппе Верди «Травиата». Стихи А.С. Пушкина «Бессонница», «Зорю бьют…» и «Элегия», письма Пушкина к Наталии Николаевне и Чайковского к младшему брату Модесту Ильичу, а также отрывки из повести «Пиковая дама» читает народный артист России Валерий Золотухин.

У себя на родине, в Латвии, Раймонд Паулс – национальная легенда. Во всех остальных странах, и в частности, в России – крупнейший музыкант, обладатель многочисленных наград и званий, композитор, создавший несметное количество эстрадных хитов и мелодий к кинофильмам, инициатор международных конкурсов молодых исполнителей популярной музыки «Юрмала» и «Новая волна». «Словами ему часто трудно что-либо объяснить, – говорит супруга Лана Паулс. – Гораздо легче ему высказаться за роялем. Помню, даже первое впечатление о Раймонде я получила, услышав его музыку. И вот уже более пятидесяти лет оно меня не отпускает. Он этим, кстати, пользуется. Чуть я разозлюсь, как он тут же садится к роялю, и все, в доме мир и покой. Между прочим, за все годы нашей жизни Раймонд ни разу не сыграл одно и то же соло. Каждый раз я слышу новую музыку». Документальный фильм «Раймонд Паулс. Сыграй, маэстро, жизнь свою...» (6 июля, 18:25) посвящен выдающемуся пианисту и композитору. О своей жизни рассказывает сам Раймонд Паулс. Штрихи к портрету добавляют его супруга Лана Паулс, внучки Моника и Анна-Мария, друг композитор Гия Канчели. В фильме использованы фото из личного архива музыканта, видеозаписи его выступлений, включены песни в исполнении Аллы Пугачевой, Лаймы Вайкуле, Маргариты Тереховой, Вии Артмане.

Фильм «Альфред Шнитке. Дух дышит, где хочет...» (7 июля, 18:20) построен в форме воображаемого монолога композитора, перемежающегося с воспоминаниями его друзей и близких. О Шнитке, его мировосприятии, неординарности его музыки и творчества рассказывают: вдова композитора Ирина Шнитке, режиссер Андрей Хржановский, балетмейстер Джон Ноймайер, скрипач Гидон Кремер, альтист Юрий Башмет, виолончелист Александр Ивашкин (автор книги «Беседы с Альфредом Шнитке»), а также духовник композитора Николай Ведерников. По воспоминаниям друзей и близких Альфред Шнитке был очень скромным, сдержанным, немногословным человеком, и, даже будучи уже известным композитором, никогда не устраивал вокруг себя шоу. Он никогда не хотел и всегда боялся, что будет слишком понимаемым, слишком признанным. Через музыку Шнитке передавал не столько интеллектуальную, рациональную, сколько свою эмоциональную реакцию на мир, в том числе и духовный. Для него это было единственно верным. Композитор считал, что нужно всегда делать то, что задумал, и делать это максимально хорошо, а стоит только отклониться от намеченного пути, ничего не получится.

В фильм вошли редкие фотографии, хроникальные кадры, съемки в Гамбурге, Вене – городах, где жил композитор. Фильм был удостоен специального приза Фонда Вацлава и Дагмар Гавел на Международном музыкальном фестивале «Злата Прага» в 2005 году.

Пресс-служба телеканала "Россия К"