25.06.2016 | 17:41

Пьесу "4:48 психоз" поставили в электротеатре "Станиславский"

На новый спектакль в столичном электротеатре «Станиславский» стоит приходить подготовленным. Стоит учитывать, что это постановка пьесы Сары Кейн, что Сара Кейн сочиняла эту пьесу под названием «4:48 психоз», как последнюю, и дописав её, добровольно ушла из жизни. Говорят, ровно в 4:48. Хотя известно, что это время, когда Сара Кейн, страдавшая депрессией, обычно просыпалась. Начиная с 2000 года, пьесу ставили в разных странах множество раз. Существует песня в стиле инди-рок «4:48», есть альбом в стиле metal, есть опера. Есть мнение, что пьесу эту невозможно воспринимать без понимания того, что автор знал – ставить пьесу будут посмертно, что это, как писала газета Guardian, 75-минутная предсмертная записка. Режиссёр Александр Зельдович расставил монологи, диалоги и многоголосья во времени и пространстве, группа современных видеоартистов AES+F поместила их в атмосферу полнейшей фантасмагории.

Этот психоз воплощают на сцене 19 актрис разного возраста – от двадцати до семидесяти. По сути, это - голоса, которые звучат в голове героини.

«Вся пьеса - разная, то есть у неё разные фрагменты, она даже поделена на такие фрагменты, как если бы у них был какой-то свой стиль», - считает актриса Алла Казакова.

По задумке режиссера спектакль распадается на фрагменты, как и сознание автора пьесы - Сары Кейн. О том, что такое психоз она знала не понаслышке. Лечилась в психиатрических клиниках, в одной из которых и ушла из жизни. «Психоз 4:48» - это последняя пьеса-монолог Сары Кейн. Дописав слова: «Опустите, пожалуйста, занавес», - она покончила с собой. Так что текст пьесы – это записки самоубийцы, которая не в силах выносить ужас бытия. Теперь и зритель должен почувствовать это.

«Автореквием», то есть реквием по самому себе, - так определяют жанр постановки авторы. Но эта история не только про жизнь и смерть, не только про женскую идентичность и разорванное сознание, но еще и про театр, ведь автор – драматург.

Режиссер Александр Зельдович замечает: «В каком-то смысле это монолог Гамлета, только расписанный на пьесу. Это вторая часть Фауста. Там живёт ещё много Чехова. Там живут самые разные театральные эпохи, самые разные театральные голоса».

Сару Кейн называют реформатором европейского театра, которая создала в 1990-х новую эстетику: «in-yer-face» или «вам в лицо». Достучаться до зрителя пытались с помощью боли, шока или даже отвращения. И это подействовало: постдраматический театр Сары Кейн стал очень популярен. В какой-то момент только в Германии шли 17 спектаклей по ее пьесам.

Московский «Психоз» тоже порой шокирует. Причем не только действием на сцене, но и визуальным рядом, за который отвечает знаменитая арт-группа AES+F. Художники здесь не просто оформители - они соавторы. Ведь все действие происходит в голове героини, и видео на экранах порой двигает сюжет.

«Для меня это произведение современного искусства, а не нарративная пьеса. А современное искусство провоцирует зрителя на его собственные мысли. Может быть, зритель что-то поймет на тему, что такое современная женщина… Это интересно», - рассказывает Лев Евзович, художник, участник арт-группы AES+F.

Подход к театру как к перформансу, конечно, сподвигает зрителя «на подумать», но и превращает спектакль в ряд картин, не очень-то связанных между собой. И искать единое действие в таком спектакле, все равно, что собирать головоломку из разных конструкторов.

Новости культуры