20.01.2011 | 15:35

В театре "Около дома Станиславского" - премьера

Сегодня в театре «Около дома Станиславского» - премьера. Режиссер Юрий Погребничко представляет спектакль, в котором соединил три самые знаменитые пьесы Чехова. Подобный эксперимент он провел несколько лет назад. «Молитва клоунов» - так назывался тот спектакль. Новый получил название «Забыть или больше не жить». В основе обоих - эпизоды из «Трех сестер, «Чайки», и «Вишневого сада». Кстати, Погребничко обращался к этим пьесам не однажды. И каждый раз для него важнее сюжета и характеров - создание особой атмосферы, неких состояний, которые режиссер творит сам, полагаясь на чеховский текст и собственные ощущения. Рассказывают «Новости культуры».

 

Название спектакля Погребничко поменял за день до премьеры. Должна была быть «Молитва клоунов», но режиссер решил – такое в его репертуаре уже было - и назвал - «Забыть или больше не быть» - слова из итальянской песни. Впрочем, название, как и сюжет – для Погребничко не главное. О чем именно спектакль - режиссер, хоть и весьма лаконично, но всегда ответит: «О любви».

«Вишневый сад», «Три сестры» и «Чайка» переплелись настолько, что мало узнаваемы. Впрочем, завсегдатаи театра знают: истинно чеховского здесь и быть не должно. Такой уж Погребничк - всегда оригинал.

Вздохи, междометия, обрывки фраз. Внятно выраженного повествования, естественно, нет. Есть привычные для театра скамейки, шинели и схема передвижения по сцене – одни приходят, другие уходят. И не всегда понятно - а зачем, например, вот эта женщина приходила? И о чем сказать хотела. Но не сказала. «Об одиночестве человека, о вечности, для чего живешь», - поясняет актриса Ольга Бешуля.

Сестры Прозоровы легко превращаются в Аркадину и Нину Заречную. На сцене одновременно может быть несколько чеховских героинь. А то возникает и вовсе не чеховский персонаж. Кажется, интеллигент - а он возьмет и неожиданно закрякает, как утка.

Илья Окс, актер театра «Около дома Станиславского»: «Я не могу сказать, что я играю утку. Это какой-то символ, наверное. Для этого театра это не очень важно. А важно выполнять некие физические действия. Все остальное придет».

Для Погребничко пьеса – это, прежде всего, текст, который надо правильно услышать. Актеры, в свою очередь, - не больше чем музыкальные инструменты. Их дело звучать. А не перевоплощаться. А уж режиссер знает, какую исполнить пьесу.