20.01.2011 | 19:36

К 180-летию со дня рождения архитектора Александра Каминского

Облик Москвы второй половины XIX века во многом сформировали здания, построенные по проектам Александра Степановича Камbнского. Он - автор ансамбля Третьяковской галереи, зданий Торгово-промышленной палаты на Ильинке, Московского купеческого общества на Кузнецком мосту… Для столицы, переживающей сегодня строительный бум, воюющей с собственным архитектурным наследием, вероятно, будет весьма полезно сегодня обратиться к практике таких зодчих, как Александр Каминский. Рассказывают «Новости культуры».

Такие нарядные изразцы архитектор Александр Каминский часто использовал при декоре фасадов, ведь это один из элементов «русского стиля», а именно в нем и выдержан дом потомственной почетной гражданки Анны Лопатиной (ныне посольство Бразилии) – яркий образец купеческой архитектуры второй половины XIX века.

Архитектор Александр Каминский ценил не только допетровское «узорочье», но и новейшие технологии. Кроме стилизованных под русскую старину изразцов использовал и хай-тек своего времени: облицовочный кирпич, металлические конструкции.

Евгения Кириченко, действительный член Российской академии художеств: «В его произведениях новые конструкции, новые материалы».

Яркий представитель стиля, который раньше называли «эклектика», а теперь называют более уважительно и сдержанно, «историзм», Александр Каминский - известен, увы, не так широко, как его ученик, Федор Шехтель. Между тем, без проектов Каминского трудно представить хотя бы одну из улиц центра Москвы.

Александр Шкурко вспоминает, что даже здание музея, которым он руководил, Государственного Исторического, могло бы быть построено не по проекту Забелина, а по проекту Каминского. Ибо был и такой. Но и реализованных проектов хватает - только в Москве - 80 зданий. Увы, разной степени сохранности.

Маргарита Федина прошла по всем московским адресам Каминского, фотографируя фасады и интерьеры. Ее труд - в альбоме «Архитектурное наследие Каминского в Москве». Он выпущен к конференции, посвященной 180-летию со дня рождения архитектора. Два дня искусствоведы, историки и архивисты будут читать доклады об архитекторе Каминском в лектории Исторического музея. На стенах выставка, подготовленная главным архивным управлением города Москвы. Один из ее хитов – этот огромный альбом.

Наталья Скорнякова, заведующая отделом изобразительных материалов Государственного Исторического музея: «Классическая архитектурная графика, акварель, тушь, чернила».

В коллекции Государственного Исторического музея таких альбомов - 12. В них фотографии построенных зданий, чертежи и акварели. Акварели Каминского некогда оценил Павел Третьяков, купил у него несколько для своей коллекции и познакомил со своей сестрой Софьей. Так началась карьера архитектора. Став членом семьи Третьяковых, Каминский стал и архитектором рода. Через Третьяковых к нему пришли заказы Коншиных, Боткиных, Морозовых и других богатейших семей Москвы. Он строил и общественные здания, и купеческие усадьбы, и павильоны промышленных выставок, и доходные дома, оформлял особняки и церкви. И так - вплоть до 1888 года. Обрушился один из построенных его фирмой домов, архитектора признали виновным и приговорили к шести неделям ареста; он, в свою очередь, обвинил купцов в ускорении темпов строительства, а те отказали Александру Каминскому в месте главного архитектора Московского купеческого общества. Типично московская история.