18.06.2016 | 17:50

В потоке музыки. Памяти Олега Каравайчука

В Петербурге на 89-м году жизни скончался Олег Каравайчук – композитор, пианист, гениальный импровизатор, чьё творчество не укладывалось ни в какие рамки и не поддавалось никаким определениям. Мифов о нем, о человеке не от мира сего, великое множество. Фактов – заметно меньше. Мы отобрали несколько, но гарантию того, что все правда, в случае с Каравайчуком все равно никто не даст.  

Вундеркинд

"Я себя внутри очень сильно мальчиком чувствую, не чувствую прожитых лет, а наоборот, как-то молодею", – говорил в одном из последних интервью нестареющий Питер Пэн – Олег Каравайчук. Он играл на рояле с раннего детства. А когда в 5 лет сочинил первую элегию, отец закричал: "Ты композитор!" Рассказывают, что в 7 лет Олег Каравайчук выступал перед вождем народов Иосифом Сталиным, и этот концерт спас его папу от лагерей. В консерватории же возник конфликт интересов: профессора учили его играть "как положено", а он играл "как чувствовал". Позже говорил, что таким, как он учиться вообще нельзя. Чему может научиться абсолют?

Музыка для кино

После одного из концертов в начале 60-х его выступления запретили на три десятка лет. Единственное средство к существованию – музыка для кино, как и у другого непризнанного композитора Альфреда Шнитке.

Олег Каравайчук написал музыку к почти 200 картинам. Часто к нему обращались, чтобы спасти бездарные ленты – саундтрек заставлял смотреть фильм до конца. А что его музыка творила с шедеврами кино! Про композицию к фильму Киры Муратовой "Долгие проводы" Каравайчук говорил: "Она мне с Богом явилась. Я просто сел и все сыграл. Музыка уже готова. Я так все сочиняю".

Деконструктор

Он был единственным человеком, которому дозволялось играть на рояле Николая II в Эрмитаже. Причем по Каравайчуку, одно из главных достоинств этого Шредера в том, что он расстроен. Это придавало его музыке божественную неповторимость. К тому же любой, самый заезженный репертуар звучит на расстроенном инструменте с уникальной интонацией пьяной развязности… А банальную музыку Олег Каравайчук не любил и занимался сознательной деконструкцией банальности.

Акционизм

Любое выступление Олега Каравайчука превращалось в перформанс. Если он не отменял концерт, то мог выступить лежа или с наволочкой на голове. Объяснял, что он сверхвиртуоз, а непринужденность игры люди обычно принимают за артистичность. Но важно, чтобы воспринимали не артиста, а чистые ноты. Потому и наволочка.

Однако безартистичный Каравайчук с удовольствием ставил перформансы на стыке музыки и танца. Сам в них участвовал. "Я не эксцентричен абсолютно. Просто я непрерывно сочиняю. Естественно, на улице я кажусь немножко странным, у меня милиционеры при советской власти непрерывно спрашивали документы. А я попросту в этот момент работаю".

Гармония

Олег Каравайчук ежесекундно находился в потоке звуков. Он был воплощенной стихией музыки. Говорил, что осуществляет "спонтанный момент непрерывной сочинительскости. Без осознания, без труда". К примеру, какую музыку он слышал в этот момент, пойманный режиссером Андресом Дуке?

Каравайчук многим рассказывал про колоссальную проблему: в Комарове, где он жил, "постоянно до-диезом гудит железная дорога… Даже во сне ее слышу. Вынужден сочинять к этому гудению, под до-диез. Нет, надо бежать из Комарова! Но как я тогда буду ходить в Эрмитаж?"

Новости культуры 

Читайте также:
В Петербурге на 89-м году жизни скончался композитор Олег Каравайчук

Петербург простился с композитором Олегом Каравайчуком