21.01.2011 | 11:50

Чем обернется для российской культуры новый закон об образовании?

Образованию в сфере культуры и искусства минувшим днем было посвящено совместное заседание двух министерских коллегий - Министерства культуры и Министерства образования и науки. Проблем в этой области предостаточно, а способы их решения во многом зависят от того, каким будет закон об образовании. Его проект, как известно, обсуждается сейчас и в средствах массовой информации, и в соответствующих кабинетах. У деятелей культуры некоторые статьи проекта вызывают недоумение, некоторые – протест. Чем может обернуться для российской культуры новый закон об образовании? «Новости культуры» начинают цикл репортажей, посвященных этой теме.

От школы – к вузу. Система подготовки профессионалов в области искусства еще с советских времен была стройной и выверенной. И только теперь, с реформой образования, получается, что музыкальные, хореографические, художественные школы, которых в России более пяти с половиной тысяч и в которых учатся порядка полутора миллионов талантливых детей, оказались в двусмысленной ситуации.

«Сейчас детские школы искусства относятся к учреждениям дополнительного образования, наряду с кружками, студиями, секциями в домах культуры. Отсюда проблемы: у муниципалитетов нет аргументов для нормального финансирования, даже если есть такое желание», – поясняет директор Департамента науки и образования Министерства культуры России Олег Неретин.

Школы искусств – а это начальное профессиональное образование – все больше переводят в статус автономных учреждений. Значит, они сами вынуждены зарабатывать себе на существование. Кому-то приходится сдавать в аренду часть помещений, кому-то – открывать коммерческие кружки, кому-то – в разы поднимать плату за обучение. От этого зачастую страдает качество обучения.

«Учебный план, по которому всегда действовали детские школы искусств, был создан по образу и подобию профессионального образования. Это комплекс необходимых предметов. У нас есть регионы, где учебные планы сокращены до трех-четырех предметов. И как в таком случае говорить о предпрофессиональном обучении?» – задается вопросом директор Детской музыкальной школы имени Баха Ирина Домогацкая.

Законодательно закрепить стандарты обучения, которые в области культуры и искусства всегда давали отличные результаты, предлагают и преподаватели среднего звена.

«Хореографическое образование в России существует дольше, чем США как государство. Все стандарты, по которым мы учимся, по ним учились и в XIX веке, потому русский балет на сегодня является одним из самых уникальных», – отмечает народный артист России Николай Цискаридзе.

Начинать обучение в творческой профессии с пятнадцати-шестнадцати лет, поскольку более раннее обучение противоречит правам ребенка, – такое предложение, прописанное в законопроекте, педагоги единогласно отрицают.

«Учить играть на фортепиано надо обязательно в раннем детстве – руки надо ставить, пока связки мягкие. Балету нужно учить с десяти лет, ни в коем случае не с шестнадцати. Тот закон, который я читал, это вредительство не только русской культуре, но и российскому государству», – утверждает Цискаридзе.

В реформе системы высшего образования уже наметились некоторые просветы. В законопроекте появились пункты, которые позволяют не всем вузам и факультетам ориентироваться на Болонскую систему.

«Мы вам благодарны за то, что по восемнадцати специальностям нас освободили от того, чтобы равняться на Болонский процесс. Потому что иначе мы растеряем уникальную российско-советскую школу подготовки актеров, художников, кинематографистов, где важно единство плотного образования в четыре-пять лет. И нельзя делить его на бакалавра и магистра», – убежден министр культуры России Александр Авдеев.

Еще одна проблема связана с аспирантурой в творческих вузах. Иногда диссертации в музыкальных, хореографических или художественных вузах не могут существовать в бумажном или электронном виде. Вообще, подготовка творческих кадров – дело тонкое, нематериальное.

«Подготовить наших педагогов мы можем только сами. Не в Болонье, нигде в этом нам не помогут. Мы должны придать нашим высшим театральным школам уровень университетов, имеющих право готовить свои профессиональные педагогические кадры», – считает художественный руководитель МХТ имени Чехова Олег Табаков.

Предложения по наболевшим вопросам, которые минувшим днем были предложены на коллегии, будут направлены законодателям. Творческая интеллигенция надеется, что ее услышат.

Читайте также:
В законопроект «Об образовании» могут быть внесены изменения