11.06.2016 | 17:35

"Гараж" представляет выставку Урса Фишера "Маленький топор"

Один из первых дадаистов немец Хуго Балль утверждал, как известно, что достичь вечного блаженства можно произнося: «Дада». Как стать знаменитым? Надо произнести: «Дада». Ровно сто лет спустя дело дадаизма живет и процветает. Процветают и его адепты. Выставка одного из неодадаистов Урса Фишера, конечно же, скандально известного своими провокациями, открылась на этой неделе в Москве.

Впрочем, вгонять Фишера в рамки одного художественного направления вряд ли правомерно. В творчестве Фишера есть что-то от всех жанров антиискусства. На выставке под названием «Маленький топор», как почти всегда у художника, присутствуют произведения, которые к концу экспозиции самоуничтожатся. Он это любит особенно. 

Он рыл огромные котлованы в самых модных галереях и музеях мира, пробивал дыры в их стенах, выставлял гнилые фрукты, строил дома из хлеба. Урса Фишера называют «всеядным» автором, он использует самые разные, часто неожиданные материалы, создаёт не только скульптуры, но и живопись, инсталляции. Что бы он ни сделал, всё пользуется большим успехом, хоть и часто остаётся непонятым, неразгаданным.

Антон Белов, директор музея «Гараж» комментирует: «Он очень ироничный художник. Это один из немногих художников, который обладает очень быстрым умом. Если он понимает, что происходит некое интеллектуальное залипание, он сразу ускользает. И мы пытаемся нащупать что-то, но он обманывает и ускользает».

Цены на его работы заоблачные, он один из самых дорогих современных авторов, хотя художественного образования у него нет. Фишер – самоучка. И в его работах можно часто обнаружить своеобразные «приветы» своим незримым учителям, например, Марселю Дюшану.

Один из арт-объектов художник привёз из Нью-Йорка. Как и все остальные работы, которые создал специально для выставки в «Гараже». Урс Фишер решил поиграть с огромным пространством музея и специально создал маленькие скульптуры. Это что-то вроде «искусства у ваших ног». Название для экспозиции придумал сам. «Маленький топор» – название его любимой песни у Боба Марли (Small Axe).

«Там есть такие слова: "Если ты большое дерево, то я – маленький топор". Как позже выяснилось, песня рассказывает о соперничестве двух звукозаписывающих студий. Да, к выставке это не имеет никакого отношения, но какая, в общем-то, разница. Мне просто очень нравится эта песня», - рассказывает Урс Фишер.

Фишер привёз не только маленькие скульптуры, которые обещает увеличить в размерах по возвращению домой, но и гибриды живописи и фотографии - кстати, Фишер начинал учиться на фотографа, но бросил, решил стать художником. В экспозиции - также и его знаменитые объёмные инсталляции.

Тема изменчивости и непостоянства форм – среди главных у Урса Фишера. Один из центральных экспонатов на российской выставке – скульптура-свеча, которая будет гореть каждый день и постепенно таять. К концу работы выставки любящая «супружеская пара» превратится в восковое месиво.

Искусство Фишера – противоречивое, провокационное, он абсолютно не боится пошлости, китча. Эстетика – термин не из его словаря, как и слово «концепция». Смыслы не важны. Форма и материал для автора первостепенны. Его арт-объекты называют неряшливыми, но за это несовершенство его ценят и арт-критики, и галеристы, хоть и задаются все они одним и тем же вопросом: «В чём секрет Фишера?». Одни уверены, что всё дело во влиятельных покровителях и отличном пиаре, другие - что Фишер просто-напросто отлично изучил механизмы, по которым работает contemporary art, и часто превращает искусство в шоу.

Новости культуры