09.06.2016 | 19:33

"Гараж" представляет выставку художника-провокатора Урса Фишера

«Почему невозможно творить в точности так, как мне на самом деле нравится?» – задает вопрос художник-провокатор Урс Фишер и сам же пытается на него ответить. Впрочем, работы, в которых он воплощает в реальность свои фантазии и мысли, невозможно описать. Это как раз тот случай, когда лучше один раз увидеть. И случай этот представился – в честь годовщины переезда в новое здание музея современного искусства «Гараж» здесь открылась выставка Урса Фишера.

Он рыл огромные котлованы в самых модных галереях и музеях  мира, пробивал дыры в их стенах, выставлял гнилые фрукты, строил дома из хлеба. Урса Фишера называют «всеядным» автором, он использует самые разные, часто неожиданные материалы, создаёт не только скульптуры, но и живопись, инсталляции. Что бы он ни сделал, всё пользуется большим успехом, хоть и часто остаётся непонятым, неразгаданным.

Антон Белов, директор музея «Гараж» комментирует: «Он очень ироничный художник. Это один из немногих авторов, который обладает очень быстрым умом. Если он понимает, что происходит некое интеллектуальное залипание, он сразу ускользает. И мы пытаемся нащупать что-то, но он обманывает и ускользает».

Цены на его работы заоблачные, он один из самых дорогих современных авторов, хотя художественного образования у него нет. Фишер – самоучка. И в его работах можно часто обнаружить своеобразные «приветы» своим незримым учителям, например, Марселю Дюшану.

Этот арт-объект художник привёз из Нью-Йорка. Как и все остальные работы, которые создал специально для выставки в «Гараже». Урс Фишер решил поиграть с огромным пространством музея и специально создал маленькие скульптуры. Это что-то вроде «искусства у ваших ног». Название для экспозиции придумал сам. «Маленький топор» – название его любимой песни у Боба Марли (Small Axe).

«Там есть такие слова: "Если ты большое дерево, то я – маленький топор". Как позже выяснилось, песня рассказывает о соперничестве двух звукозаписывающих студий». Да, к выставке это не имеет никакого отношения, но какая, в общем-то, разница. Мне просто очень нравится эта песня», - рассказывает Урс Фишер.

Фишер привёз не только маленькие скульптуры, которые обещает увеличить в размерах по возвращению домой, но и гибриды живописи и фотографии -  кстати, Фишер начинал учиться на фотографа, но бросил, решил стать художником. В  экспозиции - также и его знаменитые объёмные инсталляции.

Тема изменчивости и непостоянства форм – среди главных у Фишера. Один из центральных экспонатов на  российской выставке – скульптура-свеча, которая будет гореть каждый день и постепенно таять. К концу работы выставки эта милая «супружеская пара» превратится в восковое месиво.

Искусство  Фишера –  противоречивое, провокационное, он абсолютно не боится пошлости, китча. Эстетика – термин не из его словаря. Как и слово «концепция». Смыслы не важны. Форма  и материал для автора первостепенны. Его арт-объекты называют неряшливыми, но за это несовершенство его ценят и арт-критики, и галеристы, хоть и задаются все они одним  и тем же  вопросом: «В чём секрет Фишера?». Одни уверены, что всё дело во влиятельных покровителях и отличном пиаре, другие - что Фишер просто-напросто отлично изучил механизмы, по которым работает contemporary art, и часто превращает искусство в зрелищное шоу.

Новости культуры