02.06.2016 | 10:59

Третьяковка открывает "Тайны старых картин"

Третьяковская галерея открывает посетителям тайны старых картин и знакомит с «закулисной жизнью» музея – работой исследователей и реставраторов. Именно их кропотливый труд позволяет узнать имена подлинных авторов полотен и героев, изображённых на них, или даже обнаружить под одним шедевром – другой, написанный ранее. Жанр выставки, открывшейся в Инженерном корпусе, сотрудники Третьяковской галереи определяют как «искусствоведческий детектив». 

Настоящий детектив скрывается за каждой картиной на этой выставке. А «сыщики» здесь – сотрудники Третьяковки – специалисты по химическому анализу, рентгенограмме, макрофотографии, съемке в инфракрасном излучении.

«Замечательный русский художник Фёдор Рокотов. "Неизвестный в треуголке". Неизвестный! Больше сорока лет назад сделали рентгенограмму этой картины, и вот посмотрите, – показывает куратор выставки Светлана Усачева. - Оказывается, что под треуголкой, под плащом с капюшоном, скрывается высокая женская прическа, серьги, открытое платье с кружевом».

Предполагают, что Рокотов изобразил здесь первую жену заказчика, которая вскоре умерла, и хозяин попросил замаскировать портрет. Выводы делают историки искусства. День за днём они сидят за микроскопом, книгами, роются в архивах. Анализ красочного слоя на «Портрете хористки» Коровина показал: художник намеренно поставил более ранний год, да ещё и уточнил: «Серов в это время ещё не писал портретов». Уж очень Коровин переживал, что его недооценивают.

Впервые зрителям открыты и обороты старых холстов, которые обычно доступны лишь реставраторам и хранителям музея. Подробная надпись от неизвестного художника XVIII века и ещё один портрет проступают сзади на портрете Елизаветы Петровны в мужском костюме. 

«Вот эта тайна раскрыта буквально руками реставраторов. Реставраторы в музее, как мудрые врачи. Это обманка, и её иллюзия, иллюзорность с годами исчезла под грязью – целый год к этой выставке реставратор готовила картину», - отмечает Светлана Усачёва. 

К решению известной картины «Старики-родители на могиле сына» Перов пришёл не сразу. Сначала пробовал передать горечь утраты через лица. Но результат ему не понравился, и художник распилил картину на два портрета.

«Иногда картины разрезает не сам художник, а продавцы, антиквары, которые делают это для того, чтобы продать не одну картину, а две, - объясняет заместитель генерального директора по научной работе Татьяна Карпова. - На этой выставке представлен один такой сюжет, мы до сих пор не установили, почему картина была разрезана».

Это «Мужчина и колыбель» Якимова. Натянутая верёвка у лошадки и ребёнок, который слишком мал для такой игрушки, навели на мысль: это фрагмент картины. На этой выставке мы видим, как протекает процесс исследований. Увлекательный проект Третьяковской галереи – это еще и благодарность специалистам, о кропотливом труде которых посетители даже не догадываются.

 Новости культуры

Читайте также:

О тайнах старых картин расскажут в Третьяковской галерее