24.01.2011 | 15:30

Последняя прижизненная фотовыставка Юрия Холдина

19-е Международные Рождественские образовательные чтения открылись сегодня в Москве. Приветствие участникам и гостям крупнейшего общественного православного форума направил президент Дмитрий Медведев. Тема чтений в этом году - "Церковь и государство: соработничество в решении общих задач". Традиционно в форуме принимают участие руководители ряда федеральных министерств и ведомств, духовные деятели и светские эксперты. А накануне Патриарх Московский и всея Руси открыл в Храме Христа Спасителя выставку «Свет фресок Дионисия». Это самая масштабная экспозиция художника Юрия Холдина, который посвятил свою жизнь фотографированию фресок собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Рассказывают «Новости культуры».

Эти фотографии Юрий Холдин делал на двадцатиметровой высоте, стоя на шатающихся лесах. Часами выстраивал свет, тщательно выбирал точку, с которой будет снимать. Старался точно передать, не только цвет, но и свет, который излучают фрески Дионисия.

Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл: «Пусть через соприкосновение с этим удивительным искусством, с этим реальным богословием в красках наши современники откроют для себя и эпоху Дионисия, и самого автора».

Когда Юрий Холдин впервые увидел фрески Дионисия – понял, это его тема, дело всей жизни. Работе с шедеврами иконописи XV века он посвятил не один год. А когда наступил момент финансовой нестабильности - продал квартиру, и на эти деньги продолжил снимать.

Екатерина Данилова, искусствовед, вдова Юрия Холдина: «Семь лет съемки. Он приехал – фрески были в лесах. Два года он снимал в лесах и потом эту съемку выбросил. Когда сняли леса, иначе открылся воздух пространства собора. Он начал заново разрабатывать эту съемку».

Если рассматривать эти фрески в храме, то при свете солнца они кажутся золотисто-охристыми, когда пасмурно – холодновато-голубыми. Чтобы избежать цветовых погрешностей, Юрий Холдин решил ориентироваться на полдень солнечного дня.

Юрий Холдин, фотохудожник: «Фрески написаны для определенных целей в храме. Они наиболее полно раскрываются во время литургии. Литургия - это ближе к полудню», Увидеть так, как человек видит это во время литургии, когда свечи горят».

Это интервью мы записали за день до трагического ухода фотохудожника из жизни - репортаж о его, как оказалось, последней прижизненной выставке. Многих из этих фотографий в той экспозиции не было – их напечатали уже после гибели Юрия Холдина.