08.06.2016 | 16:59

Календарь. 8 июня 2016 года

В ее произведениях полностью отсутствует автобиографическое начало. Совершенно намеренно она исключала из своих текстов всякий непосредственный жизненный опыт и то, что называют «женским взглядом». Герои ее романов – мужчины, и глазами мужчин дается всё происходящее.
Одна из самых оригинальных авторов XX века, она стала первой женщиной – членом Французской академии. И её творчество, вскормленное многовековой культурой, действительно академично – если расценивать академизм по высшему счёту, как поддержание связующей времена традиции.
8 июня 1903 года родилась Маргерит Юрсенар. 
«Безмятежная до безучастности, она, однако, полна доброты; – писал Матье Гале, – стоит посмотреть, как она ласкает свою собаку или гладит камень на пляже, – и начинает казаться, что она принадлежит другому царству. Царству, где мудрость занимает должное место, а свет ума не отбрасывает тени, где слова обретают смысл, а люди – оправдание своему существованию. Она смотрит на мир в упор. И в этих глазах под тяжелыми веками – холодная невинность ребенка, вокруг которого рушится мир».
Маргерит Юрсенар 1903 – 1987
 
Это картина – трагедия, в которой действуют Любовь и Смерть, Случайность и Предопределение.
Действительность похожа на бредовый сон. Она абсурдна, хаотична, в ней царит насилие. Мир разума и красоты, естественный мир счастья возрождается в мечте. Эта мечта – любовь.
Герои фильма пытаются разорвать путы прошлого, но их ждет гибель.
8 июня 1938 года Париж впервые смотрел «Набережную туманов» с Мишель Морган и Жаном Габеном в главных ролях.
Режиссер Марсель Карне вместе с художником Александром Траунёром создал жестко выверенное пространство декорации, из которого не суждено вырваться. Вместе со сценаристом Жаком Превером наделил героев внутренней свободой и жаждой побега. 
И получил, по сути, расиновскую трагедию, которая разворачивается в некоем междумирье, в порту, где образ корабля – манящий знак свободы и дальних странствий. Надежда на побег длит действие, осуществление побега ведет к смерти.
«Фильм – зеркало своей эпохи, – говорил впоследствии Карне. – Каким же было время в 1938 году? Разве не носили мы в самих себе зачатков смерти и уничтожения? Разве не отдавали себе тогда отчет, что мы осуждены, и что рано или поздно приговор свершится – без обжалования, без возможности удрать через запасной выход? Будучи выражением эпохи, фильм не мог обойти черты, для нее характерные: потерянность и беспокойство».
«Набережная туманов» 1938
 

8 июня 1930 года родился выдающийся шведский режиссер Бу Видерберг. В 60-е годы он был одним из самых ярких оппонентов Бергмана, которого обвинял в создании «экспортного» варианта Швеции, окутанной старыми легендами, легкой мистикой и откровенной экзотикой. Выйдя на улицы с ручной камерой, он стал пионером шведской «новой волны». Его историческая трилогия о рабочем классе знаменовала формирование целой линии социально ангажированного кино. 
Впоследствии в его картинах элегическое настроение возобладало над гражданским пафосом. Автобиографические мотивы, красочная театрализация стихии воспоминаний оказались удивительным образом сродни позднему Бергману, которого Видерберг когда-то так страстно порицал.
Бу Видерберг 1930 – 1997