30.05.2016 | 10:44

Пётр Шепотинник отмечает юбилей

Сегодня исполняется 60 лет Петру Шепотиннику. Режиссёр, публицист, автор и ведущий программы «Кинескоп» – он посвятил свою жизнь кино, его временам и людям. Владимир Высоцкий, Андрей Тарковский, Алексей Баталов – галерея имён, без которых кинематограф немыслим. И каждый из них в работах Петра Шепотинника раскрывается с новой, неожиданной стороны.

Как только вернулся с Каннского кинофестиваля, сразу сел за монтаж. Сегодня вечером зрители телеканала «Культура» смогут увидеть его отчёт о самых интересных картинах конкурса. «Кинескоп» Петра Шепотинника уже более 20 лет рассказывает о том, чем и кем живёт российское и мировое кино.

На телевидении Пётр Шепотинник дебютировал в 1988 году как ведущий рубрики в программе Марка Захарова «Киносерпантин». Спустя 6 лет он стал автором передачи «Кинескоп». Поначалу это были еженедельные выпуски – коротко о главном в кинематографе, затем Пётр Шепотинник стал пробовать «крупную форму». Теперь «Кинескоп» – полнометражные программы с репортажами, видеоэссе и портретами.

«Я никогда не знаю, как это назвать. Если мы чувствуем, что человек потенциально заряжен внутренней драматургией, то мы говорим: надо обязательно снять его портрет», - рассказывает режиссёр, публицист Пётр Шепотинник.

Пётр Шепотинник в кадре появляется редко. Он выбирает монолог – не свой, а чужой. Полчаса эфирного времени его герои могут говорить о чём угодно. А кто-то в кадре, уставший от съёмок, просто сидит и молчит. Для Петра Шепотинника нет лишних деталей и слов. Из того, что не вошло в передачу, он делает документальные фильмы. Например, разговор с Марленом Хуциевым оказался настолько интересным, что затянулся на два месяца – из этого получилась 4-х серийная картина.

«Что такое герой? Это то, из чего он состоит, как он высказывается. Я очень люблю, когда мы спорим с тем, что он говорит, и когда иногда фрагменты из фильмов. Они же в разных измерениях присутствуют. Для меня очень важно выбрать точные куски из фильмов, которые вступают в контрапункт», - говорит Пётр Шепотинник.

Любая работа Петра Шепотинника как произведение искусства, где каждый монтажный стык, каждая музыкальная фраза осмыслены и значимы. К музыке автор вообще подходит очень серьёзно – она всегда в диалоге с героем. У Елены Соловей – звучит Вивальди, у Рустама Хамдамова – Шуберт, у Георгия Милляра – битловский хит «Страсти-мордасти». В конце 90-х Пётр Шепотинник задумал ещё одну авантюру – создал видеоверсии спектаклей Олега Меньшикова «Горе от ума» и «Игроки».

«Там была очень тщательная раскадровка, каждый кадр снимался по несколько раз. Там не было такого – идёт спектакль, поставили три камеры и нажали на пульт. Это погибает спектакль. А если с камерой проникнуть в спектакль, то получается интересная вещь», - считает Пётр Шепотинник.

Увлекательность, лёгкость восприятия программы – для Шепотинника вещь не менее важная, чем её глубина. Вот уже 20 с лишним лет ему удаётся держать внимание зрителя без скандалов и компромата. Программы Петра Шепотинника – вне моды и вне конкуренции. Они давно живут собственной жизнью: путешествуют по миру, получают престижные премии, оседают в домашних видеоархивах. Их уже больше ста, и появляются новые. Вскоре в эфир выйдет очередной цикл телеперадач «Пётр Шепотинник – Короткие встречи». К изданию готовятся книги о маленьких исповедях больших людей кино.

Новости культуры