28.05.2016 | 17:28

Столичный Музей русского импрессионизма принимает первых посетителей

На территории бывшей кондитерской фабрики «Большевик» начинает принимать публику Музей русского импрессионизма. Частная коллекция, частная инициатива, частный музей – в такой последовательности развивались события. Британское архитектурное бюро, которое занималось реорганизацией всего пространства бывшей фабрики, перестроило для музея один из объектов, причём сохранило его конструктивистские очертания, так что музей с виду хорош сам по себе.

А в его экспозиции есть Поленов, Серов, Коровин, Кустодиев и очень много чуть менее известных имён. Они импрессионистами не рождались, они ими становились, иногда только на время. Об этом времени и об этих мастерах будет теперь рассказывать новый столичный музей.  

Врезанный в цилиндр параллелепипед, облицованный блестящим металлом – здание Музея русского импрессионизма само как произведение искусства. В нем совсем не узнать корпус кондитерской фабрики «Большевик», где раньше хранились мука и сахарная пудра. Нынешнее «содержимое» здания не менее сладко для ценителей искусства, чем сахар для сладкоежек. Правда, термин «русский импрессионизм» всегда вызывал споры. Основатели нового музея считают, что «русский импрессионизм» - это не направление или течение, а скорее феномен.

«Очень важно, чтобы мир узнал о таком выдающемся явлении в русском искусстве, как русский импрессионизм, - убежден основатель Музея русского импрессионизма, собиратель Борис Минц. – Наш импрессионизм несколько отличается от классического французского в том всмысле, если во франции Мане, Ренуар всю жизнь были импрессионистами, то наши русские художники в той или иной мере то проходили эту стадию, то опять возвращались».

Так или иначе, к импрессионизму прикоснулись практически все русские художники рубежа веков. Хотя некоторые об этом даже не подозревали. Например, однажды Василий Поленов разглядывая работы своего ученика Константина Коровина, сказал: «А! Так вы, молодой человек, импрессионист!» Для Коровина это стало большим откровением.

«Русский импрессионизм – искусство исключительно эстетическое. Художники этого круга, например, Серов писали "отрадное, исключительно отрадное". При посещении нашего музея настроение, конечно, соответствует тому, что вкладывали в это художники», - отметила директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова.

В постоянной экспозиции нового музея – 80 картин, многие куплены за рубежом и в России выставляются впервые. «Венеция» Бориса Кустодиева приехала из Лондона. Известный широкой публике по «Купчихе за чаем», художник всегда считался мастером изображения крестьянского и купеческого быта. А это полотно по технике напоминает картину Клода Моне «Впечатление», благодаря которой произошел сам термин «импрессионизм».

«Я думаю, что это замечательно, что открыли такой Музей русского импрессионизма, – признался народный артист СССР Владимир Спиваков. – Это целый пласт великих художников, которые продолжали традиции прошлого и открыли что-то для себя в новом виде этого течения импрессионизма».

«Импрессионисты пишут мир таким, каким его мог бы увидеть внезапно прозревший слепец» – говорил Клод Моне. Увидеть каждый удар кисти художников позволяют «Дышащие полотна» – инсталляция современного американского художника Жана-Кристофа Куэ. С помощью новейших технологий он разложил несколько шедевров на отдельные мазки.

«В основе инсталляции – 40 картин из коллекции музея. Для меня было очень важным показать, как рождается произведения искусства, в какой именно последовательности художник накладывает краски на полотно», - пояснил художник.

Постоянной экспозиции отведен всего один этаж, все остальные площади – для временных проектов. Первой такой «преходящей» выставкой стала ретроспектива ученика Репина Арнольда Лаховского «Очарованный странник». Наряду с картинами художника выставлена макросъемка его полотен, которая позволяет детально изучить технику и проникнуть в структуру каждого полотна.

Новости культуры

Читайте также:

В столице открылся Музей русского импрессионизма

Деятели культуры и искусства побывали в новом Музее русского импрессионизма