27.05.2016 | 10:14

"Рисунок эпохи романтизма" демонстрирует Третьяковка

Для посетителей Государственной Третьяковской галереи, которые ценят изысканность и красоту графики, открывается вторая выставка цикла «Художник и время». Экспозиция «Рисунок эпохи романтизма» собрала лучшие образцы, созданные крупнейшими мастерами первой половины XIX столетия. Именно их работы стали эталонными для всех последующих поколений художников. 

Небольшая картинка под калькой, представленная на выставке, настоящий удар по реальности. В Третьяковке говорят, что не было еще ни одного случая, чтобы человек, узнав, что это на самом деле, не подпрыгнул бы от восторга.

«Создается полная иллюзия того, что здесь выставлена гравюра, прикрытая калькой, из какой-то старой коллекции. На самом деле, если подойти ближе и рассмотреть это произведение, то обнаруживает легко посетитель, что калька нарисована, и что этот обман зрителя и составляет сюжет этого рисунка», - объясняет куратор выставки Маргарита Крылова.

Автор этого художественной игры – граф Федор Толстой, художник-самоучка. Создал множество таких картин-обманок, каждая из которых, будто соревнуется с самой природой в реалистичности.

«Капелька воды, которую каждому хочется стряхнуть, муха, которую хочется спугнуть. И, тем самым, вступает в такую романтическую игру, которая является одной из составных частей искусства эпохи романтизма», - говорит Маргарита Крылова.

Романтическому рисунку первой половины XIX века посвящены целых шесть залов Третьяковской галереи. Без этих рисунков, говорят специалисты, наше представление об эпохе Пушкина было бы не полным.

Знаменитые рисовальщики, среди которых были и прославленные живописцы, такие, например, как Венецианов, Кипренский, в своих рисунках воссоздавали быт и атмосферу того времени: интерьеры, пейзажи, люди.

Хочется всматриваться в эти лица, узнавать их истории. Кое-что, действительно, известно.

«Вот эта калмычка по имени Баяуста, как гласит надпись на обороте этой вещи, по словам сына графини Голицыной, была взята в дом для того, чтобы класть поклоны в церкви, поскольку престарелая графиня уже не могла это делать», - рассказывает куратор выставки Анна Антонова.

Графику нельзя демонстрировать дольше нескольких месяцев из-за особых требований к ее хранению. Когда уникальные работы в следующий раз поднимут из запасников, предсказать не возьмется никто.

Новости культуры