23.05.2016 | 10:55

Исполнилось 95 лет со дня рождения кинорежиссёра Григория Чухрая

Григорий Чухрай ушёл на фронт в 19 лет, освобождал Сталинград, был четырежды ранен, прошёл половину Европы. Его фронтовой дневник усеян пометками: «Об этом надо рассказать». И Чухрай рассказывал. Но дома из-за цензуры его фильмы с трудом пробивали дорогу к зрителю. Хотя на зарубежных смотрах легко покоряли публику. Так, «Баллада о солдате» получила более ста международных наград. Своё творческое кредо режиссер сформулировал ещё студентом: «Если главная тема фильма - война, то главной героиней непременно должна быть любовь».

Один из самых пронзительных фильмов о Великой Отечественной войне - «Баллада о солдате». Это лента о самопожертвовании, почти христианская притча. За нее режиссер Григорий Чухрай получил множество международных наград, включая спецприз жюри Каннского фестиваля. Но, как это часто бывало в советское время, фильм Чухрая поначалу долго не запускали в производство. Ему, фронтовику, говорили, что тема устарела. И это в конце 1950-х! Советские киночиновники просто не знали, что Чухрай еще во время войны твердо решил, что если выживет, обязательно расскажет правду - не парадную, одобряемую ЦК, а подлинную, солдатскую.

«Он был запрограммирован Богом или природой, как хотите, думайте, быть талантом большим. И на землю он спустился воевать и спасать свою собственную Родину, и снимать прекрасные картины. Ему был дан для этого дар. Эти два дара», - говорит кинорежиссер, народный артист СССР Владимир Наумов. 

Три из восьми фильмов Григория Чухрая о войне. «Сорок первый» рассказывает о гражданской войне, «Чистое небо» - о Великой Отечественной и том, что было после. Мечтой, так и не осуществленной, остался фильм о Сталинграде, за освобождение которого Чухрай получил боевую награду. Но в кино эту историю поручили рассказать не ему, а Юрию Озерову. Чухрай пережил и смирился. С 65-го Чухрай руководил на «Мосфильме» экспериментальным творческим объединением. Там выпустили «Белое солнце пустыни», «Рабу любви», «Землю Санникова». Параллельно Григорий Чухрай вел режиссерскую мастерскую во ВГИКе. Среди его учеников – художник и режиссер Рустам Хамдамов, документалист Юрий Шиллер, режиссер и педагог Ираклий Квирикадзе.

«У него были беседы. Он не учил каким-то канонам. Существуют какие-то учебники, какие-то математические выверенные рецепты, как снимать кино. Их читаешь и тут же забываешь. Он нас очень эмоционально, на своем опыте, какими-то своими рассказами так вдохновлял, что тут же хотелось бежать, снимать, монтировать», - вспоминает режиссер, сценарист, педагог Ираклий Квирикадзе.

Вдохновленный отцовской профессией пришел в кино и сын Григория Наумовича – Павел Чухрай. По словам режиссера, отец никогда не вмешивался в его творчество и только однажды дал совет, который применим и в кино, и в жизни.

«Он сказал: "Если в картине что-то не получилось, выброси. Даже, если тебе кажется, что без этого нельзя обойтись. Лучше обойтись и сделать что-то непонятное, чем вставить неудачный эпизод в картину". Я это всегда помню», - рассказывает режиссер и сценарист Павел Чухрай.

Одним из таких неудачных эпизодов в биографии Григория Чухрая мог стать Московский кинофестиваль 1963 года. Но не стал. Чухрай был председателем жюри, в ЦК от него требовали, чтобы победила советская картина. Но фронтовик Григорий Чухрай рассудил по справедливости: главный приз ММКФ получил фильм Феллини «Восемь с половиной».

«Балладу о солдате» Григория Чухрая зрители нашего телеканала смогут увидеть сегодня в 17:00.

Новости культуры