21.05.2016 | 19:17

О тайнах старых картин расскажут в Третьяковской галерее

В архиве Третьяковской галереи есть расписка. В ней стоит подпись живописца Василия Худякова, название картины – «Стычка с финляндскими контрабандистами», сумма – 450 рублей и дата – 10 мая 1856 года. По новому стилю это 22 мая. Именно с этой картины началась коллекция Павла Третьякова. Именно 22 мая Третьяковская галерея празднует день рождения. Завтра ей исполнится 160 лет.

Мы представляем заключительный репортаж из той серии, что посвящена событиям в жизни галереи. Он о тайнах старых картин. Так называется выставка, которая откроется в музее в последний день мая. Наш корреспондент Ольга Енина отправилась в мастерские, где не бывает публики, чтобы узнать, какие сюрпризы приготовила галерея.

Одна из самых главных тайн любой выставки - что же происходит в процессе её создания, в частности, в мастерских. Вот за этой дверью реставрируют картины прежде, чем их представить публике.

В любой картине скрыта тайна, уверяют сотрудники Третьяковской галереи. Иногда рождает её время. Вот, к примеру, работа неизвестного художника XVIII века. На картине - Елизавета Петровна в мужском костюме. Как известно, она любила подобные маскарады. На обороте надпись. Но не только.

«Надпись гласит, что портрет этот написан с государыни нашей императрицы в молодые ея годы. А на обороте время создало ещё один необычный портрет Елизаветы. За столетия связующие краски – масло, лак-  проступили сквозь лицевую сторону на оборот холста, и появился ещё один портрет императрицы в зеркальном отражении»,  - рассказывает Светлана Усачёва, куратор выставки «Тайны старых картин», зам. заведующего отделом живописи XVIII - первой половины XIX века Государственной Третьяковской галереи .



Явление это, говорят в музее, довольно редкое и увидеть его обычно может, разве что реставратор или хранитель. На грядущей выставке секрет этой картины смогут узнать все. Как и то, что художник Константин Коровин, оказывается, не гнушался мистификаций. Пример – картина «Хористка», написана, как гласит отметка художника, в 1883 году. На обороте и история создания имеется.  

«Главное в этой истории то, что он хотел показать, что он раньше своего друга В.А. Серова обратился к приёмам живописи импрессионизма, - продолжает свой рассказ Светлана Усачёва. - Благодаря технико-технологическому изучению этой работы, благодаря тому, что были обнаружены документы, оказалось, что Коровин ввёл всех в заблуждение – поставил дату более раннюю, чем на самом деле эту картину написал – очень ему хотелось выглядеть передовым художником».

А вот портрет Бестужева-Рюмина кисти копииста Алексея Казатова. Ордена, пуговицы до реставрации видны были гораздо хуже. Их неоднократно записывали.

«Записи отличались по цвету и по тону от оригинального оливкового оттенка – были более глухие, более тёмные и несколько красноватые, естественно сильно искажали изначальный авторский вариант», - говорит  художник-реставратор Третьяковской галереи Дарья Салмина.

На выставке представят и работу другого копииста - Артемия Будковского - ещё один портрет канцлера времён Елизаветы. Он был написан года через три после первого.    

На выставке представят 17 сюжетов. Каждый из них – отдельная история кропотливой работы экспертов с произведениями искусства. Со своими неожиданностями, а иногда и сенсациями. Вниманию публики – живопись почти трёх веков - от середины XVIII века до начала XX столетия. На выставке «Тайны старых картин» покажут полотна, которые крайне редко покидают музейные фонды.

Новости культуры

Читайте также:

"Явление Христа народу" Александра Иванова. Знакомимся с историей создания полотна

Третьяковка готовится к открытию большой ретроспективы Ивана Айвазовского

Реставрация дома Третьяковых и новые выставки - юбилейные проекты Третьяковки

Третьяковская галерея. 160 лет со дня основания. Все материалы темы