18.05.2016 | 11:16

К 160-летию Третьяковки вспоминаем первую выставку передвижников

Третьяковская галерея – одно из самых популярных и посещаемых мест в мире. Мы продолжаем рассказывать о шедеврах национального музея живописи в рамках юбилея Третьяковки. Товарищество передвижных художественных выставок, ставшее популярным в последней трети XIX века, объединило российских художников, которые целенаправленно противопоставили себя представителям официального академизма. О первой выставке передвижников, которая состоялась в 1871 году, сюжет «Новостей культуры».

В отличие от академических выставок и парижских салонов, где представлялось иногда до нескольких тысяч произведений, на первой выставке товарищества было показано чуть менее ста картин.

Ни героев в богатых одеждах, похожих на древние статуи, ни роскошных красок итальянской природы. На первых выставках товарищества передвижников можно было видеть русские пейзажи, психологические портреты, бытовые сцены и картины на исторические сюжеты.

Главным открытием выставки стала написанная незадолго до этого события картина Алексея Саврасова «Грачи прилетели». Небольшой пейзаж по-новому раскрывал красоту и поэзию скромной русской природы. Исаак Левитан говорил : «Окраина захолустного городка, старая церковь, тающий снег и прилетевшие грачи… какая простота! Но за ней - душа художника, …и все это дорого и близко его сердцу».

«Правда жизни, поэзия этой правды, приходит в русское искусство в это время, неслучайно Павел Михайлович Третьяков сразу же приобретает эту картину на первой передвижной выставке, и вот этот отклик зрителя на мир, который предлагает ему художник, был очень важен, - рассказывает зам. генерального директора Третьяковской галереи по научной работе Татьяна Карпова. - И успех передвижных выставок был связан с тем, что эти художники своим творчеством нашли мост между своим творчеством и зрителем».

Картина Николая Ге «Царь Петр Первый допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» тогда не только привлекла внимание, но и вызвала много споров. Таких картин прежде не писали. Это был прорыв в области исторического жанра. Ге показал судьбу страны и народа не через батальные сцены, а через психологический конфликт между отцом и сыном.

«Ге, работая над этой картиной, погружался в исторические документы, он очень много читал, изучал эту эпоху. Когда начинал работать над этой картиной, думал о Петре как об идеальном правителе, но погрузившись во все жестокости этого времени и самого царя, он понял, что исторический деятель не может представлять из себя нравственный идеал. Вот такая трактовка истории, где нет однозначной оценки исторического деятеля и того или иного события тоже была заявлена впервые», - говорит Татьяна Карпова.

Тогда, в 1871-м, кроме Петербурга и Москвы, выставку показали в Киеве и Харькове. Это был экзамен, который передвижники выдержали с блеском – на первую выставку пришли 30 тысяч посетителей. Успех и живой интерес подтвердили жизненность нового начинания.

Новости культуры