26.01.2011 | 11:23

Реформа начального художественного образования: за и против

Продолжается широкое обсуждение нового «Закона об образовании» - в нем участвуют как специалисты, так и простые граждане. В Интернете открыт сайт, где до 1 февраля каждый желающий может оставить свои комментарии. Многие статьи законопроекта вызывают неподдельную тревогу у экспертов. Одна из самых спорных - реформа начального художественного образования. Сейчас в стране – более пяти тысяч детских школ искусств, и им необходим особый статус, закрепленный правовой нормой. Но что «закон грядущий» им готовит? Об этом - «Новости культуры».

 

Самый большой конкурс – на гитару. Бывает до четырех человек на место. А вот на духовые иногда недобор. На фортепиано стабильно берут одного из двух претендентов.

Адиль Саберов, ученик детской музыкальной школы № 21 имени Баха: «Мне нравится Бах, Дебюсси, Бетховен. Я точно не определился, но, скорее всего, хочу быть композитором».

Таких, как Адиль, сегодня немного. Даже одаренные и трудоспособные обладатели аттестата музыкальной школы идут в юристы и экономисты. В музыкальных школах России десять тысяч вакансий. А более половины преподавателей школ искусств – пенсионеры. И если они выходят на работу, – их пенсия автоматически уменьшается. Правда, они в основном энтузиасты. 90-летняя Анна Александровна, до сих пор, с 53-го года, регулярно выходит на работу.

Анна Багатурова, преподаватель детской музыкальной школы № 21 имени Баха: «Приезжаю сюда два раза: понедельник и четверг. Меня утром такси привозит социальное. Моей зарплаты как раз на нее хватает. У меня пять учеников – мне больше и не нужно».

Таких, как 30-летний Кирилл Кашунин, выпускник консерватории, успешный и современный, начинавший в этих же стенах, здесь единицы. С детьми – только на равных, считает он. И очень дорожит искренними эмоциями, которые получает от своих учеников.

Кирилл Кашунин, преподаватель детской музыкальной школы № 21 имени Баха: «Заработок ассистента московской консерватории составляет что-то в районе 5 тысяч рублей в месяц. Концертной деятельностью постоянно зарабатывать деньги очень сложно».

Драмкружок, кружок по фото, а еще мне петь охота… Во все времена родители старались максимально уплотнить досуг своих детей. Но те, кто отдавал своих чад в художественную, музыкальную или хореографическую школу – смотрели дальше. Они мечтали готовить профессионалов. С младых ногтей.

Детские школы искусств – порождение советского государства - формировались в 20-30 годах, и активно развивались в 50-60-х как кузница кадров для средних и высших учебных заведений. И лишь с 1992 года они стали называться «учреждениями дополнительного образования», а значит необязательного. Как кружки или секции в доме культуры.

Екатерина Серова, директор художественной школы имени Серова: «У нас несколько преподавателей имеют звание заслуженного художника России, почти все – члены творческих союзов.

В большинстве художественных школ проводят отбор талантливых детей. В школе Серова – вступительные экзамены по трем предметам. Положение нового законопроекта об отмене конкурса в такие школы вызывает у педагогов недоумение – ведь они занимаются предпрофессиональной подготовкой. Их выпускники – идут в училище 1905 года, Суриковское, Академию художеств.

Ирина Беляева, преподаватель художественной школы имени Серова: «Они могут не стать художниками дальше, но то, что они здесь учатся – большой подарок в жизни. Они развиваются, иначе на мир смотрят, у них даже другие отношения между собой».

Пока законопроект еще в стадии обсуждения, министр культуры призывает не допустить разрушения фундамента художественного образования.

Александр Авдеев, министр культуры России: «Нам надо лучше финансировать эту отрасль. Начальное образование финансируется через муниципалитеты. В ряде регионов эти школы – образцовые, а в ряде регионов денег не хватает».

Пока в столичных школах искусств еще поддерживают приемлемую плату за обучение на уровне 200 рублей в месяц, и даже пытаются повысить зарплату педагогам – в провинции зачастую просто не на чем играть и нечем рисовать.

Галина Гиршина, заместитель директора детской школы искусств имени Янкелевича (Омск): «Очень важно, чтоб финансирование не уменьшалось – иначе невозможно улучшать материально-техническую базу. Школе нужны инструменты: фортепиано, гитара, кларнеты, гитары.

И еще одно явление, порожденное остаточным финансированием, – во многих школах сокращаются учебные планы, значит, падает качество образования.

Ирина Домогацкая, директор детской музыкальной школы № 21 имени Баха: «Два часа в неделю – инструмент, один раз в неделю – сольфеджио – и все. А у нас еще коллективное музицирование, оркестры, хоры, общее фортепиано - второй предмет для инструменталистов – для скрипачей, виолончели, баянистов – обязательно фортепиано. Без него мы не сформируем оркестры»..

Детские школы искусств сегодня – это почти полтора миллиона талантливых детей от 6 до 14 лет. К сожалению, за последние два десятилетия число этих учреждений сократилось на 20 процентов. «Это может привести к краху системы художественного образования», – говорят специалисты. И призывают законодателей ее защитить.