12.05.2016 | 20:15

Староладожскому каналу грозит разрушение

Староладожский канал в Ленинградской области в этом году отметил 285-летие. Объект культурного наследия, включенный в список ЮНЕСКО – однако его состояние никак не соответствует высокому статусу. Специалисты говорят, что памятнику грозит полное разрушение. В ситуации разбирался наш корреспондент.

Староладожский канал давно стал излюбленным местом отдыха жителей Новой Ладоги – это хорошо видно по мусору на берегу и забытым мангалам. Но некоторые горожане идут ещё дальше: год назад один из бизнесменов решил спасти сооружение от обмеления – так на историческом граните появились бетонные плиты.

"Ему захотелось укрепить – или они так посчитали, что тем самым укрепляют опорную стену – чтобы вода из канала не вытекла. Хотя я уже, знаете, говорю: да пускай она вытечет вся, мы хотя бы почистим канал", - призналась директор Новоладожского историко-краеведческого музея Марина Брыкина.

Ни почистить, ни отремонтировать канал не получается уже много лет. А между тем он – памятник культурного наследия. Стокилометровое сооружение придумал еще Петр Первый, но построили его уже после смерти императора, в 1731 году, в обход штормовой Ладоги, на которой в те времена корабли уходили на дно сотнями. В XIX веке канал серьезно реконструировали. Тогда и появились булыжные набережные, разводные мосты и гранитные шлюзы.

"Две камеры работают в сторону Невы, одна – в сторону канала, и одна реверсивная. Мост двухпролетный. Оба они разводились, чтобы не задерживать движение по каналу", – рассказала заведующая Музеем истории города Шлиссельбурга Мария Валькова.

Все это сохранилось в Шлиссельбурге и Новой Ладоге. Но самого канала практически уже нет – за пределами городов его ширина не больше метра, настолько он обмелел. Специалисты говорят, что сейчас памятник в предаварийном состоянии. Необходимо срочно проводить реставрацию. Но для этого нужен пользователь объекта.

Через Староладожский канал суда перестали ходить в середине ХХ века. Он просто технически не мог уже пропускать современные по тем  временам баржи. В 1962 году "Волго-Балт" снял его с баланса. И с тех самых пор у сооружения нет хозяина.

В профильном комитете говорят, что в этом году есть реальная возможность получить деньги на реставрацию из Москвы в рамках федеральной программы. Сейчас комитет по природопользованию готовит проектные документы. В них отдельной строкой прописана необходимость археологических исследований.

Отреставрировать канал планируют только в пределах Новой Ладоги и Шлиссельбурга. О полном восстановлении, по всей длине, речи уже, увы, не идет.  

Новости культуры

О защите памятников архитектуры и культуры