26.01.2011 | 19:34

В Петербурге обсуждают строительство нового моста через Неву

Современный мегаполис должен постоянно развиваться, но как при этом сохранить историческую градостроительную среду? Петербург сталкивается с этой проблемой постоянно. Не успев пережить все перипетии с «Охта-центром», город на Неве вновь готовится к архитектурным преобразованиям. Теперь камнем преткновения стал новый мост, который должен соединить два исторических центра Петербурга - Васильевский остров и район Адмиралтейства. Переправа, которая должна решить транспортные проблемы, может обернуться проблемой для исторического облика северной столицы. Рассказывают «Новости культуры».

Семь раз отмерь, один раз построй. Таким был подход города к новой переправе через Неву. Один за другим были отвергнуты шесть проектов. Слишком много звучало требований – порой абсолютно противоречивых. Здесь и плотная историческая застройка по обоим берегам реки, и опасный изгиб фарватера. Учесть нужно было все. Проект почти сразу забраковали. Строители могли пошатнуть фундамент Горного института, и здание оказалось бы под угрозой обрушения.

Экспериментировали с видом разводных механизмов, фантазировали над формой: вантовый, с горизонтальным подъемом пролета, гигантский, не требующий разводки. Но, следуя общественному мнению, выбрали все-таки классику. Поэтому даже самым рьяным защитникам петербургского стиля придраться не к чему. 

«Мост по стилю предполагается сделать одним из ряда мостов центра Петербурга. Литейный, Троицкий, Дворцовый, Благовещенский...», – говорит главный архитектор компании-проектировщика Андрей Горюнов.

Облицованный гранитом, с двумя стилизованными павильонами, у нового моста будет одно поднимающееся крыло. Окончательную прописку он получил на Ново-Адмиралтейском острове. Сейчас там находится промзона Адмиралтейских верфей. Проектировщики утверждают, что такое расположение самое щадящее (не придется сносить ни одного исторического здания) и самое удобное для транспорта.

«У нас предусмотрена по существующей набережной Пряжки реконструкция только проезжей части. Проезжая часть Английского проспекта достаточно широкая, по нему просто предусматривается изменение направления движения», – поясняет руководитель проекта «Ново-Адмиралтейский мост» Татьяна Кузнецова.

Однако в обществе защиты памятников продолжают волноваться за судьбу исторических зданий – например, дома Блока и Дворца музыки. Тем более, что по новому мосту поедут сотни больших туристических автобусов из нового пассажирского порта.

«Не ждут ли нас какие-нибудь сюрпризы после того как они его построят? И тут они скажут:"Ну, господа, по нему же надо ездить, поэтому снесем половину. Вы же понимаете, что по этим узеньким улочкам не проехать, и чего же теперь мост разбирать что ли?". То есть такова цена вопроса», – говорит председатель Санкт-Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Марголис.

Вопросы есть, но ждать город не может. Дворцовый мост в критическом состоянии, его нужно срочно закрывать на ремонт.

«Закрывать его частями не получается, к сожалению. А строить еще один временный затратно. Поэтому было принято решение сначала построить Ново-Адмиралтейский мост, а потом уже заниматься ремонтом остальных мостов», – рассказывает директор Санкт-Петербургского ГУ «Дирекция транспортного строительства» Владимир Шмидт.

Победителя конкурса на строительство переправы выберут в феврале по двум показателям – меньшей цене (сейчас это пять миллиардов рублей) и самым коротким срокам. В идеале Ново-Адмиралтейский мост хотят открыть в мае 2013 года – как подарок к юбилею города. Сразу после этого на полтора года планируют закрыть Дворцовый мост.