23.08.2012 | 19:52

Церковь Никиты за Яузой обрела первозданный облик

Храм Никиты мученика на Швивой горке за Яузой – один из интереснейших архитектурных памятников старой Москвы. Первое летописное упоминание относится к 1476 году. Ныне существующий каменный храм был построен в конце XVI века. На протяжении долгого времени храм достраивался, обновлялся. В 1936 году его закрыли. Церковные ворота и ограда были разрушены, а само здание от сноса спасло только вмешательство общественности. Вплоть до 1990-х годов в нем располагался склад студии «Диафильм». Сооружение остро нуждалось в реставрации, и вот она завершена. Обновленный храм представили журналистам. Рассказывают «Новости культуры».

Перед реставраторами стояла задача не из легких: сохранить белокаменную кладку XVI века. Мелкий кирпич, привезенный в Россию итальянцем Алевизом Новым, сохранился, а вот швы, забитые реставрационными растворами, расчищали вручную с ювелирной тщательностью.

Под слоем штукатурки нашли могильные доски XVII века, под одной из лестниц – фрагменты исторической деревянной лестницы. Храм, израненный временем и людьми, переживал не лучшие времена.

«До реставрации этот храм был обезличен. Половины колоколен не было, глав не было, оконные и дверные проемы расхлестаны», – говорит архитектор ГУП «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские» Борис Могинов. 

Он продолжил дело своего учителя Льва Давида, реконструировавшего храм в 1959 году. Не только фундамент, но и стены укрепляли по новым немецким технологиям. Открытая терраса (гульбище) – что-то вроде смотровой площадки – теперь под стеклом и крышей.

«Работы по кровле, по фасадам, белокаменные работы по укреплению фундаментов. Были позолочены кресты», – рассказывает директор Государственного казенного учреждения «Мосреставрация» Сергей Балясников.

Раньше храм великомученика Никиты возвышался над Благовещенским пределом, построенным в XVII веке, и церковью святой Ольги, достроенной в XIX. каждой Теперь все три церкви – единый архитектурный комплекс.

«Выполнена сложная конструкция кровли, которая соединила три предела в законченную форму», – поясняет автор проекта реставрации Александр Антоничев.

Церковь часто горела, было много утрат. Керамический портал в северном пределе, реставраторы собирали по частицам. Они  долго не могли понять,  что это – керамика или роспись? Белый, синий, зеленый, желтый – родные цвета… 

«Эта часть целиком утрачена. Видно, что это дополнение», – показывает Борис Могинов.

В южном пределе разобрали кирпичную кладку, по фрагментам восстановили портал XVI века. Голосники, сохраняющие акустику – еще одна уникальная деталь восстановленного храма. Реставраторы дают гарантию на пять лет, но реставрационные работы не закончены. Расписать своды и сделать полы – это минимум, который нужен храму.