07.05.2016 | 17:41

Главным событием XV Московского Пасхального фестиваля стал концерт Оркестра Мариинки в Пальмире

То, что произошло на этой неделе в древней сирийской Пальмире, переоценить вряд ли возможно. Музыка в исполнении Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева звучала над Пальмирой, которая много раз умирала и возрождалась, но вряд ли слышала такое благозвучие.

Организовать концерт и его трансляцию по сути, в полевых условиях, было, мягко говоря, непросто. Но он состоялся. Это напомнило о другом выступлении музыкантов Гергиева – в Цхинвале в 2008 году.

Концертом в Пальмире был заявлен протест против террора, и это была дань памяти жертв террора. Он был посвящен и Дню Победы. И он же – часть XV Пасхального фестиваля, что проходит в эти дни. Так уж судьба распорядилась, что в этом году главным событием традиционного московского фестиваля стал концерт за две с половиной тысячи километров от столицы России.

Музыка как символ мира. Самое грандиозное событие Пасхального фестиваля – концерт в освобожденной Пальмире, который состоялся 5 мая. Еще недавно здесь орудовали терррористы, гремели орудия, шли бои. А теперь в эти древние стены вернулось настоящее искусство.

Перед концертом президент России Владимир Путин вышел на прямую связь с Пальмирой. Он отметил, что это выступление – символ надежды на возрождение Жемчужины пустыни, знак благодарности тем, кто отстаивает достижения цивилизации. Концерт был посвящен памяти "хранителя Пальмиры" Халеда аль Асаада, зверски убитого террористами.

Для оркестра Мариинского театра это не первый концерт в горячей точке. В августе 2008 года Валерий Гергиев стоял за дирижерским пультом в Цхинвале, был с концертами в Беслане, в пострадавшей от цунами Фукусиме. Но выступление в Пальмире имеет особое значение – Петербург называют Северной Пальмирой, а потому для музыкантов памятники этого древнего города не совсем чужие.

"В музыке, которая прозвучит сегодня – наша душевная боль, негодование, протест против варварства и насилия, против нелюдей, уничтожавших бесценные памятники мировой культуры, устроивших здесь место массовых казней", – поделился Валерий Гергиев.

Это уникальное событие готовили несколько сотен человек. Более ста тонн оборудования доставили в Сирию на двух транспортных самолетах. Около семи часов в пути, и сразу по прибытии сотрудники Всероссийской государственной телерадиокомпании приступили к сборке сцены и установке оборудования. Чтобы "Молитву о Пальмире" смог услышать весь мир.

"ВГТРК сразу поддержала идею Валерия Абисаловича Гергиева организовать в Пальмире концерт Симфонического оркестра Мариинки. Должен сказать, что это была самая тяжелая трансляция из всех, что до этого проводила ВГТРК, и всех, что на моей памяти, вообще. Готовило её около ста человек. Это огромная, практически нечеловеческая работа. Я благодарю всех наших сотрудников, всех, кто приехал сюда, но особое слово благодарности я хотел сказать нашим российским военным, без которых было невозможно организовать то, что видели миллионы зрителей в нашей стране и за рубежом", – сказал Олег Добродеев, генеральный директор Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании.

Среди зрителей уникального концерта – и представители делегации ЮНЕСКО. Эксперты продолжают оценивать ущерб, нанесенный Пальмире. По предварительным прогнозам, на восстановление античных памятников уйдёт от пяти до семи лет.

"Очень важная вещь – то, в чем все должны участвовать, – это превратить Пальмиру, кроме того, что она – символ красоты, символ древности арабской нации и много всего остального, памятник борьбы добра против зла", – отметил генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Западные СМИ живо обсуждают концерт в Пальмире. С русскими музыкантам в Сирию приходит мир – таков лейтмотив многих материалов.

BBC News
"Это гораздо больше, чем музыка. Организовав концерт на руинах Пальмиры, Россия хочет показать миру, что вносит позитивный вклад в разрешение сирийского кризиса: принесла стране мир и стабильность и, в случае с Пальмирой, спасла памятники всемирного наследия ЮНЕСКО".

Daily Mail
"Культура и цивилизация возвращаются в Пальмиру. Русский оркестр впервые играет в древнем римском амфитеатре, там, где игиловцы устраивали массовые казни".

После шума взрывов в древнем городе звучала вечная музыка. "Чакона" Баха, кадриль из оперы "Не только любовь" Родиона Щедрина, первая симфония Прокофьева. В этой музыке надежда на возрождение, и как сказал маэстро Гергиев, "обращение ко всем народам объединить усилия в борьбе со злом".

Новости культуры

Все новости о восстановлении древней Пальмиры

XV Московский Пасхальный фестиваль>>>