06.05.2016 | 15:53

Выставка к столетию со дня рождения Якова Белопольского развернута в Доме архитектора

В Центральном доме архитектора открылась выставка к столетию со дня рождения Якова Белопольского. Один из мэтров советской архитектуры, обладатель множества званий и наград, в профессию он пришел в конце тридцатых и сразу принял участие в разработке проекта Дворца Советов, который так и не был осуществлён. А в числе последних работ Белопольского – первый многофункциональный жилой комплекс в столице, возникший на Ленинском проспекте в начале девяностых. За эти полвека менялась страна, менялся и вектор государственного заказа, в рамках которого работали зодчие. Но Белопольский оставался верен принципу, провозглашённому ещё его учителем, легендарным Борисом Иофаном: «Наша архитектура должна быть динамична, целеустремленна и в, то же время, проста и монументальна».

Хрестоматийный, общеизвестный факт о Якове Белопольском. Он – автор архитектурной части мемориала на Мамаевом кургане.

Этот грандиозный проект уже давно больше, чем выдающийся памятник. Это символ Победы и памяти. Яков Белопольский сделал очень много. Он - архитектор, организатор, учитель. 

«У него было порядка тридцати учеников, ближайших учеников-архитекторов. Конечно, это общая работа. Все, что было создано, запроектировано, построено или не построено. Это гигантский коллектив. И суметь с разнохарактерными людьми работать – это, конечно, дорогого стоит. Это не всем дано», - считает главный инженер проекта застройки Ясенево с 1973 по 2000 годы Илья Гарник.
 
Мастерская Якова Белопольского развивала Юго-Запад Москвы. В градостроительстве он был сторонником ансамблей, стремился сделать то, о чем много говорят в XXI веке, создавать среду обитания.

Правда, советским архитекторам часто приходилось решать необычные задачи.

Купол над станцией Фрунзенская пассажирам, конечно, не заметен. О нем знают только специалисты. Во время Карибского кризиса такими бетонными щитами накрывали отдельно стоящие станции метро, чтобы защитить от ракетного удара. Архитекторам, которые разрабатывали Дворец молодежи на Комсомольском проспекте, нужно было вписать эту конструкцию в свой проект. 

«Не все нюансы можно было показать в открытом проекте», – вспоминает архитектор Сергей Ткаченко, который выполнил чертежи Дворца молодежи. 

«Тут в зале была правительственная ложа, и я в разных органах - и в Кремле, и в Комитете безопасности согласовывал, как Леонид Ильич Брежнев будет проходить в эту ложу, как он там будет сидеть, пить чай и так далее», - вспоминает куратор выставки, заслуженный архитектор РФ Сергей Ткаченко.

Прекрасно ориентируясь в классике, зная, что проектируют на Западе, Яков Белопольский должен был вписывать свои проекты в социалистические реалии. Идеология плюс ограниченные бюджеты. Но его здания узнаваемы – особая чистота линий и форм. 

«Его творчество начиналось в период освоения культурного наследия классики, классического наследия. И потом он стал модернистом, начиная с конца пятидесятых годов. Конкурс на Дворец Советов, который он выиграл, это уже модернизм, который дальше во всем своем творчестве развивал и успевал в этом. Успевал немножко впереди времени», - считает куратор выставки, заслуженный архитектор РФ Сергей Ткаченко.



Сейчас - период экономичной бизнес-архитектуры. Но эксперты уверяют - наступит момент, когда потомки вспомнят о модернистских проектах Якова Белопольского.

Новости культуры