27.01.2011 | 11:29

"Куллерво" Сибелиуса в исполнении Российского национального оркестра

Российский национальный оркестр под управлением Михаила Плетнева исполнил сегодня хоровую симфонию Яна Сибелиуса «Куллерво», в основе которой самый трагический эпизод карело-финского эпоса «Калевала». Написанное молодым композитором в 1891 году, именно это сочинение принесло ему первую известность. Сегодня с «Куллерво» связывают возникновение национального финского романтического стиля, но судьба симфонии была почти так же не безмятежна, как и судьба ее героя. Это подтвердили и певцы из Финляндии, которые солировали сегодня в Москве в концертном зале имени Чайковского. Рассказывают «Новости культуры».

 

 

Туйя Книхтеле и Ханну Немеле знают друг друга и по Финской опере, и по множеству других сцен мира, где им приходилось петь вместе. Сейчас плечо друга особенно важно: для Туйи симфония «Куллерво» - в диковинку, для Ханну – новая встреча с любимым героем.

«Вы не поверите, но в Финляндии я эту симфонию никогда не слышал. Хотя и пел Куллерво пять раз. Но это было в США, Германии, Японии, теперь вот – в Москве», - говорит Ханну Немеле

«Куллерво» в Финляндии, конечно, не классический хит. Однако мрачный сюжет вокально-симфонической поэмы «Куллерво» каждый финн знает. Он взят из народного эпоса «Калевала». Юноша соблазняет девушку, которая оказывается его сестрой. Оба погибают.

«Мне моего Куллерво жалко, и он меня каждый раз потрясает. Его история - темная сторона, которая есть в каждом. Здесь все настолько трагично, что возникает обратный эффект – хочется жить», - говорит Ханну Немеле

Идея исполнить «Куллерво» принадлежит Михаилу Плетневу, известному своим пристрастием к музыке Сибелиуса. Маэстро, как обычно, отказывается от интервью. Но ответ на вопрос – почему «Куллерво» - и так очевиден. Это произведение в творчестве Сибелиуса знаковое. Его композиторский дебют, причем, неоднозначный. Сибелиус не выдержал потока критики и запретил исполнять при жизни эту симфонию. Возможно, этим и объясняется отчасти ее забвение. Кстати, даже партитуру для Российского национального нашли с трудом. Когда-то давно по ней дирижировал Рождественский. Ну, а уж когда нашли, то спелись и сыгрались за несколько репетиций.

«Мы быстро нашли общий язык. Маэстро так спокоен и сдержан. В то же время, в нем столько темперамента. Те 4 части, которые я не пою, я просто наслаждалась звучанием оркестра», - рассказывает Туйя Книхтиле

В симфонии Сибелиус многое пробовал впервые. Старался передать звучание карельских рун, особенности произношения слов. Только первую часть композитор переписывал 50-т раз. Сибелиус дал этому произведению подзаголовок «симфоническая поэма». Кто-то называет ее кантатой. Вобщем-то «Куллерво» в мире музыки – так и остается загадкой. Маэстро Плетнев напомнил о ее существовании. А сам продолжит диалог с Сибелиусом. На осень намечен очередной концерт.