04.05.2016 | 20:12

Сергей Ткачев: "Мы, молодые ребята, обивали пороги военкоматов"

Творческому союзу Сергея и Алексея Ткачёвых более шестидесяти лет. Их работы, в которых сочетаются масштабность и лиричность, находятся во многих собраниях, в том числе в Третьяковке и Русском музее. Продолжатели реалистической традиции, братья Ткачёвы создают полотна на темы, которые хорошо знают и о которых могут рассуждать не умозрительно. Русская деревня, её жители, война. Накануне Дня Победы корреспондент «Новостей культуры» встретилась с художниками, чтобы узнать, как, по их же словам, «искусство сражалось вместе с ними».

В мастерской, заставленной картинами, братья Ткачевы встречают съемочную группу в перерыве между работой. Не скрывая волнения, поясняют – готовятся к выставке, которая пройдет этим летом в Белоруссии. С теми местами связан один из главных этапов жизни – война. Там ее в 1941-м встретил Сергей Ткачев. Тогда он был студентом Витебского художественного училища. Вспоминает: «23 июня летели немецкие юнкерсы, четыре юнкерса, и на моих глазах один был сбит. И мы, молодые ребята, обивали пороги военкоматов».

Но на фронт не взяли – пришлось вместе с товарищами отправиться в родной Брянск, затем попал в эвакуацию в Свердловск. Оттуда – в военное училище. Уже летом 1942-го курсант Ткачев числился в составе 21-й гвардейской дивизии в прорывном батальоне. Бои под Ржевом, Великими Луками. Его ранили близ деревни Ежевицы под Смоленском. Осколок в правом плече до сих пор напоминает о тех днях.

«Я смотрю – у меня кровь стекает, варежка моя вся в крови… Тут перевязочный пункт, и им командует Вера Андреевна Ярчак. Её 18 лет, мне 20. Я плачу, говорю, теперь я не буду художником – правая рука. А она мне: сейчас я тебя перевяжу, и быстрей сматывайся, пока по второй руке не стукнуло», – рассказвает Сергей Ткачев.

На фронте Сергей Ткачев на раставался с альбомом. В редкие минуты тишины оформлял боевые листки, делал портреты солдат. Эти рисунки, сложенные в треугольники, товарищи потом посылали родным. Один из таких – портрет фронтового сапожника, сохранить его в Великую Отечественную удалось чудом. Позже этот этюд лег в основу первой картины о войне «В трудные годы».

«Мне фронтовой сапожник сапоги чинил, я сидел босиком, и мне разведчики где-то достали красок. Я и сделал этюдик. Он написан на картонке от немецкой упаковки, и эта картоночка хранилась в моей полевой сумке вместе с табаком, сухарями, патронами», – говорит хкдожник.

Младшему брату Алексею повезло больше. После победы на конкурсе его приняли в Московскую художественную школу. В 1941-м, когда ворвалась война, вместе с отцом пошел работать на Уралмаш. Но желание продолжать учиться не покидало ни на минуту, и подросток написал своему педагогу. А тот ответил – и не просто письмом, а приглашением вернуться к занятиям.

«Я работаю здесь уже полгода, а мне пришел вызов из художественной школы, школы юных дарований. Он посмотрел на вызов, на меня посмотрел, и говорит: ну что ж, сынок, если тебя ищут, значит у тебя есть талант, благославляю тебя, иди и учись», – делится Алексей Ткачев.

В суровые годы войны и зародился творческий союз братьев Ткачевых. Выросшие в селе и хлебнувшие лиха, они признаются – в сюжетах никогда ничего не придумывали. Всё рождала сама жизнь. Такая, какая была.

Новости культуры