27.01.2011 | 15:32

Конференция "Икона в русской словесности и культуре"

Сегодня в Доме Русского Зарубежья имени Александра Солженицина открылась трехдневная научная конференция «Икона в русской словесности и культуре». Конференция проводится уже в седьмой раз, и с каждый годом количество желающих рассказать об иконе и узнать об иконе в русской культуре растет. Из Европы приезжает все больше искусствоведов и литературоведов, богословов и славистов. В конференции этого года участвуют 44 специалиста. Как выяснили «Новости культуры», круг тем и докладов участников охватывает историю и литературу от Византии до наших дней. 

На первый взгляд, подобные конференции – удел немногочисленных исследователей. Как вспоминает филолог Валерий Лепахин, которому и пришла в голову идея собирать вместе специалистов по иконе и иконописи, в первой конференции участвовало всего восемь человк. На второю приехало двенадцать, дальше – больше. Оказалось, что икона – это совсем не узкоспециальная область, интересная только богословам или искусствоведам, а целый мир.

«Я начал заниматься этой темой, потому что мне казалось, что литературоведы, которые пишут об иконе, знают икону плохо, а искусствоведы не обращают внимание на литературоведов. Эта конференция была задумана как место встерчи тех и других», –поясняет доктор филологических наук Валерий Лепахин (Венгрия). 

Елизавета Корпелайнен преподает русский язык в небольшом городе Йоэнсуу в Финляндии. Она сама пишет иконы и учит других. При этом большая часть ее учеников – лютеране, которые вообще отрицают любые изображения. Лютеранин, пишуший иконы, – о таком парадоксе Елизавета собирается рассказать на конференции.

«На самом деле народы переселяются, а смешиваться не хотят. Каждый хранит сокровенное, а сокровенное – это своя религия», – говорит она.

В русской литературе даже есть отдельный жанр – «сказания о чудотворный иконах». Все русские классики писали об иконе, и даже в ХХ веке, таком далеком от этой темы, икона волновала многих советских писателей. Ученые настаивают: икона и иконописная традиция – это то, чем Россия отличается от всех остальных стран.

«Если мы задумаемся, чем отличается Толстой и Достоевский от Бальзака и Золя, то они будут отличаться именно иконическим воприятием мира, хотя они об этом, возможно, не догадывались», – отмечает искусствовед, директор научного центра Восточно-христианской культуры, член-корреспондент РАХ Алексей Лидов. 

Конференция продлится три дня. За это время участники смогут рассказать многое об иконе – сакральном пространстве, где встречаются абсолютное и временное.