29.04.2016 | 11:31

Третьяковка открыла новый выставочный проект "Язык скульптуры по Брайлю"

Третьяковская галерея открыла новый выставочный проект в рамках долгосрочной программы «Язык скульптуры по Брайлю». Экспозиция «Собрание сочинений. Мир литературы московских скульпторов» подсказана той важной ролью, которую литературные тексты играют в жизни незрячего человека. 

Запросто поздороваться с Александром Грином, пожалуй, можно только здесь. У этих работ нет стеклянных витрин и других оград. Язык скульптуры по Брайлю можно понять только тактильно.

«Я считаю, что она точнее всего попадает в запросы адресной аудитории, потому что скульптура сама по себе существует отдельно от нормальной жизни, а литература - это то, что постоянно есть рядом с ними. Они в культуру входят через литературу», - объясняет куратор выставки Елена Герасимова.

Эта выставка – не гуманитарная помощь людям с ограниченными возможностями. А шанс и для обычного человека - увидеть искусство с закрытыми глазами. «Читают» руками в Третьяковской галерее уже в пятый раз. Прежде скульптура рассказывала тем, кто не может увидеть, о разных материалах, об истории искусства. Сегодня тема – литература.

Сергей Андреев не только много читает, он и работает среди книг – в Российской государственной библиотеке для слепых. В его воображении легко и красочно оживают повести и романы. Но, как выглядят, к примеру, бакенбарды Пушкина или профиль Гоголя – понятно не всегда.

«Где-то могли быть какие-то детали, которые раньше ускользали, о которых раньше не слышал, не всегда ведь очень подробно описывают внешность, не о каждом писателе подробно рассказывают, а как раз такие выставки дают возможность познакомиться поподробнее , получше», - считает сотрудник Российской государственной библиотеки для слепых Сергей Андреев.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, говорят посетители этой выставки. Здесь - российские писатели, сделанные из бронзы, дерева, глины. В разных позах и ракурсах. Есть даже модели памятников, к примеру, Иосиф Бродский, смотрящий в московское небо на Садово-Кудринской. В тактильном разговоре участвуют и скульптурные иллюстрации – похвала глупости, дед Мазай с зайцами, три мудреца из английской народной песенки.

«Человек незрячий лучше может понять скульптуру, просто воспринимая ее руками, понять, как скульптор работает. Поэтому здесь даже у людей, лишенных зрения, есть какое-то преимущество», - убежден куратор выставки Борис Черствый.

У посетителей выставки могут возникнуть и вопросы к некоторым скульптурам, представленным на выставке. К примеру, принцесса на горошине из сказки Андерсена мало кому представляется лысой. Противоречия и должны быть, отвечают кураторы, искусство невозможно без эмоций. 

Новости культуры