24.08.2012 | 09:50

Эволюцию популярных жанров "портрет" и "пейзаж" демонстрирует коллекция Музея города Нанта

Человек и среда его обитания – в изобразительном искусстве масса возможностей для разработки этой темы. Но «основные поставщики» образцов – это традиционные жанры: портрет и пейзаж. Чем отличается парадный портрет XVIII века от видео-арта века XX? Как изменились представления о горизонте, о ландшафте, о природе? Ответы можно поискать на выставке «Портрет. Пейзаж. Границы жанра». Материалом для нее послужила богатейшая коллекция Музея изобразительных искусств французского города Нант. Площадками для выставки послужили Государственный центр современного искусства и Московский музей современного искусства. Рассказывают «Новости культуры».

Вывести две формулы: портрета и пейзажа – от XVI века до наших дней. Такую задачу не осуществить без коллекции, в которой есть и Тинторетто, и Марина Абрамович. И хоть французский город Нант до сих пор не слыл столицей мирового искусства, оказалось именно в нем есть музей, где шедевры раннего возрождения соседствуют с новейшим медиа-артом. История этого музея началась с указа Наполеона Бонапарта. В начале XIX века в Нант перевели сорок полотен из Лувра и национализированные собрания «врагов республики». За пополнение коллекции современным искусством взялся городской совет в 1838-м. Занимается этим последовательно и непрерывно до сих пор.

«Одна из вещей на этой выставке – «Формула портрета» художника Клода Рюто – приобретена в этом году, – рассказывает руководитель проекта Бландин Шаванн. – В выставочной практике мы соблюдаем следующий паритет: за год проводим примерно 12 выставок, шесть из них – современного искусства».

Неожиданно эта богатейшая и малоизвестная историкам искусства коллекция оказалась доступна для вывоза и кураторских манипуляций.

«Нам, конечно, очень повезло, – считает директор ГЦСИ и руководитель проекта Михаил Миндлин. – Музей изобразительного искусства города Нант закрылся на реконструкцию и строительство нового здания для размещения искусства».

Сами нантцы с богатейшей своей коллекцией особо не экспериментируют. Выставляют ее строго хронологически, по национальным школам и направлениям. Классическое искусство на одном этаже, современное – на другом. А тут российские кураторы из Государственного центра современного искусства предложили им смелый ход – старое и новое перетасовать.

«В России, как и во Франции, любители классического искусства и современного – обычно отдельно, а диалог между ними может быть очень интересен», – уверен атташе по культуре Посольства Франции в РФ Игорь Сокологорский.

Сентиментальный портрет подростка XVIII века кисти Жана-Батиста Греза – естественность, элегантность, рука на раскрытой книге – рядом с юношеским автопортретом Розмари Трокель – фото девушки-подростка на фоне фото ее кумиров. Различия на лицо, но преемственность традиции очевидна.

«На этой выставке видна непрерывность развития искусства, – отмечает художник Юрий Альберт. – У нас-то мало кто понимает, что Кулик, Александр Иванов и Рублев, - это одна история».

Если старые мастера, пытаясь раскрыть внутренний мир героя, тщательно запечатлевали его индивидуальные особенности, то Вито Аккончи может лично взывать к зрителю из телевизора – «ты нужен мне рядом!». Расширяя границы жанра, обыгрывая его условности, расшатывая правила, современные художники приводят человека в движение, меняют представления о психологизме и идентичности. Не менее интересная история разворачивается в залах Московского музея современного искусства, где представлена вторая часть экспозиции. Здесь все о природе и горизонте. Променад по анфиладе старинного особняка на Петровке превращается в путешествие от буколических ландшафтов с пастушками к образам современного урбанизма. В среде обитания, которую принято считать естественной, художники обнаруживают много технических тонкостей.

С начала июня по начало августа выставка «Портрет. Пейзаж» гостила в Нижегородском филиале ГЦСИ. Принимали ее не без сопротивления, но произведенным эффектом кураторы остались довольны. Теперь оценить франко-российский кураторский эксперимент может и столичная публика.

Читайте также: 

Музей изобразительных искусств города Нант представляет свои шедевры в Москве