24.08.2012 | 09:58

Определены финалисты конкурса на создание концепции развития Музея Булгакова в Москве

Послевоенная история нехорошей квартиры № 50 на Большой Садовой, или можно сказать послероманная история, хорошо известна. Фанаты и знатоки «Мастера и Маргариты» годами активно обживали подступы к квартире. В 2007-м здесь открылся Музей Булгакова, который стал одним из центров литературной жизни. Прошло пять лет, возникла потребность обновить его. Был объявлен конкурс на разработку концепции развития музея. Трудились девять творческих групп, четыре вышли в финал. Корреспонденты «Новостей культуры» выяснили, какие именно авторы, какие идеи продолжат борьбу за право дать новую жизнь Музею Булгакова. 

Музей Булгакова – детище Мариэтты Чудаковой и Инны Мишиной. Пятнадцать лет они отстаивали знаменитую квартиру. По крупицам собирали музей, хранили уникальные черновики, письма, рукописи Мастера. Привезли сюда и первый экспонат – секретер Булгакова, который когда-то принадлежал его кумиру – Гоголю.

«Конкурс, наверное, для такого музея – «культового», я бы сказала, - наверное, имело смысл сделать, чтобы делали эту концепцию не только работники музея, – считает директор Музея М.А. Булгакова в 2007-2012 гг. Инна Мишина. – Но это надо было сделать лет пять назад, может, четыре».

Конечно, Мишина и Чудакова участвуют в конкурсе. Считают, что этот дом не может быть скучным мемориальным музеем, и главное в нем – булгаковский дух. Не случайно писатель, который жил здесь в 20-е годы, поселил сюда Воланда и его свиту. Квартира № 50 – это и «продолжение» великого романа, и подтверждение его «подлинности».

«Многие его романы обладают московской топологией, – говорит организатор конкурса, помощница руководителя Департамента культуры г.Москвы Наталья Фишман. – Поэтому музей Булгакова имеет потенциал гигантский. Во-первых, потому что он как писатель очень популярен, а во-вторых, вы можете оживить пространство, ассоциируя его с Булгаковым. И вдохнуть новый смысл во многие московские районы.

Именно поэтому одной квартиры мало для проекта Ольги Москвиной. Вместе с мужем, итальянским архитектором Габриелем Филиппини, придумали целый литературный Парк-Музей.

«Этот музей не должен жить в рамках 50-й квартиры, – считает Ольга Москвина. – Мы хотим начать музей уже с Патриарших прудов».

И присоединить к музею двор и лестницу... Чтобы было, где разместить лекторий, театр, кафе. Все это есть в культурном центре «Булгаковский Дом», который по соседству. Они тоже полуфиналисты конкурса. Их девиз – «На весь день с семьей в музей!». Здесь можно встретить Коровьева, отправить письмо Мастеру, столкнуться нос к носу с Бегемотом. Директор Булгаковского дома Николай Голубев предлагает объединить усилия и слить два музея в один.

«Суть нашего предложения – создать музейный комплекс, состоящий из нескольких независимых музеев, включая Киевский, – говорит Николай Голубев. – И создать некий архивный комплекс в любом другом месте».

Как передать булгаковскую атмосферу? – ломает голову и команда молодого дизайнера Александры Селивановой. Проект «Пятое измерение нехорошей квартиры» был спроектирован специально для людей с ограниченными возможностями. Наполнили музей звуками, шорохами, тенями. Играют с мистикой, которая многих пугает. Все для того, чтобы музей хотелось посещать снова и снова.

«Это всегда было пространство, открытое для всех: и для поклонников, и для специалистов, и для исследователей, и для специалистов, – рассказывает Александра Селиванова. – Постепенно эта квартира утратила это качество. Довольно мало в предыдущее время было посетителей, которые возвращались. Вот, хотелось бы исправить эту ситуацию».

Идеальный музей сегодня должен и просвещать, и развлекать. Именно таким финалисты конкурса хотят сделать музей Булгакова. Осенью станет известно, кто же из них займется обновлением «нехорошей квартиры».