26.04.2016 | 16:50

Юбилей Камы Гинкаса

7 мая юбилей отмечает театральный режиссер Кама Гинкас. В этот день на телеканале "Культура" – документальный фильм "Путешествие к началу жизни" (18:35) и спектакль "Комната смеха" (17:30).

В фильме "Путешествие к началу жизни" (7 мая, 18:35) Кама Гинкас отправляется из Москвы в Литву, к своим истокам и корням. Это Вильнюс, где прошла его юность, и Каунас – место, где его чудом спасли во время войны. Во время путешествия режиссер вспоминает основные этапы своей биографии, размышляет о смысле жизни и человеческом предназначении. В фильме принимают участие: Генриетта Яновская, Анатолий Смелянский, Валерий Баринов, Владимир Оренов, Сергей Маковецкий, Томас Венцлова.

Кама Гинкас родился в Каунасе накануне войны. В младенчестве он с родителями попал в Каунасское гетто, через полтора года им чудом удалось бежать. Возможно, в этом причина его скепсиса по отношению к миру вокруг, отсутствия легкости в отношениях с жизнью. Бытие для него – объект изучения, а театр – "идеальная лаборатория, где возможны дерзкие эксперименты". Отучившись три года на актерском факультете Вильнюсской консерватории, он поехал в Ленинград и поступил в ЛГИТМИК на курс Георгия Товстоногова: "Он научил меня профессии, он – мой режиссерский отец, он меня родил, поставил на ноги, дал мне тот хребет, на котором держится мой характер, эмоции". Успех и слава пришли к Гинкасу достаточно поздно, потому что, по его словам, он никогда не делал то, что считалось нужным в те времена: "Я делал спектакли и по театральному языку, и по смыслу абсолютно неприемлемые для того времени. Мне было уже 40 лет, а я был нищий и неизвестный режиссер, и уже смирился с этим, хотя я человек несмиряющийся". Сегодня каждая новая работа Камы Гинкаса – событие отечественной и мировой театральной жизни.

Гинкас убежден, что главное в жизни – это преодоление себя, своих страхов и слабостей: "Для того чтобы спастись, надо не бояться дойти до самого дна". Он уверен, что смерть и страдание – составляющие жизни. Но продолжать жить, зная это – есть своего рода жизнелюбие. Может быть поэтому, "игровое отношение" к смерти вошло в искусство Гинкаса, определило истоки и пафос его театра. "Гинкасу интересен человек, стоящий на краю, человек над бездной – умственной, интеллектуальной, душевной, живущий на разрыв аорты", – считает Анатолий Смелянский. Театральный режиссер и супруга Гинкаса Генриетта Яновская утверждает, что "все его спектакли определяются болью и под ними лежит боль, он ее чувствует. И через нее пытается достучаться до людей". Сам Гинкас объясняет это тем, что он полжизни прожил в атмосфере воспоминаний о войне: "Из 37 тысяч евреев Каунаса в живых остались около двух тысяч, миллионы ни в чем неповинных людей унесла эта война. Я тоже должен был погибнуть, но остался жив. Я постоянно чувствую себя в долгу перед теми, кто погиб. Мне кажется, что как только человек становится равнодушным, он перестает быть человеком. Мне интересен человек, который проявляется по-разному: то он смешон, то жесток, трогателен, амбициозен, беззащитен, а все мы беззащитны, потому что смертны. Мы все призваны из небытия, и существуем какое-то количество лет для чего-то. Найти, для чего я призван, и попытаться это призвание осуществить, максимально выполнить свой долг перед тем, кто тебя призвал сюда – наверное, в этом и есть смысл жизни".

Использованы фрагменты спектаклей "Сны и знания", "Черный монах", "Скрипка Ротшильда", "Записки сумасшедшего", "Дама с собачкой", "Медея", "Золотой петушок", "Роберто Зукко". Включены кино- и фотоматериалы из личного архива Камы Гинкаса и Генриетты Яновской.

В 17:30 – спектакль "Комната смеха" (лауреат "Золотой маски-2009") Театра-студии под руководством Олега Табакова с участием Олега Табакова, Павла Ильина, Марианны Шульц, Марины Салаковой и Александра Фисенко. Состарившийся Ванька Жуков живет в коммунальной квартире. В свободное время он ведет переписку с королевой английской, марсианами, героями гражданской войны и даже с клопами, населяющими антресоли.

Пресс-служба телеканала "Россия К"