28.01.2011 | 10:53

Svoboda: пространственный подход к искусству

Выставка "Svoboda", представляющая 12 современных российских художников и архитекторов, открывается  в Болонье в пятницу, сообщила  ее куратор Дарья Хан.  "Русское слово "свобода", написанное латинскими буквами, для иностранной публики - просто набор букв, некий код, который мы предполагаем расшифровать", - говорит она.

Свои проекты, преимущественно пространственные инсталляции, специально для выставки подготовили Кирилл Асс и Анна Ратафьева, Юрий Аввакумов, Максим Ксюта, Ростан Тавасиев, Юлия Застава, Аня Желудь, Роман Сакин, Александр Бродский, Дмитрий Гутов, Петр Белый и Ирина Корина.  Речь на выставке идет исключительно о внутренней свободе каждого художника в той ситуации, в которой он живет и работает, и не затрагивает политические аспекты.  Вместе с тем, куратор говорит о том, что понятие "свобода"  потеряло свою наполненность в философском смысле из-за тех процессов, которые происходят в современном искусстве. Поэтому некоторая рефлексия на тему цензуры неизбежна из-за судебных преследований в России кураторов и художников.

Выставочное пространство "Spazio Carbonesi", где разместилась экспозиция, было создано в болонском палаццо Замбеккари пару лет назад. С тех пор там проходят перформансы, групповые и индивидуальные арт-выставки, общая черта которых - взаимодействие художников со старинным зданием. Традицию решили соблюсти и в этот раз. "Каждому автору был выделен отдельный зал, которым он мог для реализации проекта распоряжаться по своему усмотрению, выстраивать свой диалог с окружающим пространством", - рассказала Хан.  По ее словам, особенного принципа отбора авторов не было, но то, что среди них добрая половина - архитекторы, не случайно.

"В данном случае приветствуется пространственный подход к искусству, и это не совсем простая задача для многих художников", - поясняет куратор. Так, например, Юрию Аввакумову достался самый большой зал в палаццо - бальный.  "Изначально перед ним стояла очень сложная задача - помимо того, что на потолке зала старинная фреска, так еще и с прошлого года там уже стоит инсталляция Дмитрия Гутова", - рассказывает Хан.

Проект Аввакумова "Минное поле" представляет из себя напольную проекцию звездного неба над Болоньей в день открытия выставки, где звезды превращаются в мины и специальным образом огораживаются, ограничивая передвижение по залу.  По задумке Кирилла Асса и Анны Ратафьевой во все время работы выставки у каждого зала будет стоять своеобразный почетный караул, как у Мавзолея, в стилизованной под военную форме. Их задача - сохранять тишину и спокойствие.

Одним из своих самых любимых проектов куратор называет придумку Романа Сакина, известного своими кинетическими объектами. Для итальянской выставки он воспроизвел пространство хрущевки с выдвигающимися из стен белыми параллелепипедами. С одной стороны, объясняет Хан, это давление ограниченного пространства на личность художника, а с другой - исследование стереотипных представлений о красоте, которые здесь олицетворяют те самые двигающиеся блоки.