23.04.2016 | 17:34

Пушкинский музей показал "Олимпию" Эдуарда Мане

Выставка под названием "Олимпия Эдуарда Мане из собрания парижского Музея д’Орсэ" открылась в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. В центре экспозиции – она сама, Олимпия, полотно 1863 года, которое нанесло удар по морали и нравственности парижан, второй наряду с его же, Эдуарда Мане "Завтраком на траве".

Обнаженная смотрит прямо в глаза, то есть объявляет каждого смотрящего на нее своим потенциальным клиентом. Она – символ распущенности, любви, выставленной на продажу. Хотя в истории искусств закрепилось утверждение о том, что перед глазами художника была "Венера Урбинская" Тициана, созданная на три столетия раньше. То есть, Мане писал Венеру современности. Его "Олимпия" сама по себе возмутила до крайности многочисленную благовоспитанную публику, а сопоставление с "Венерой Урбинской" Тициана могло только усилить гнев негодующих пуритан. "Олимпия" по сути передразнивает чистую, непорочную Венеру, как будто говорит ей "да все мы одинаковые". У ног Венеры дремлющая собачка, верная и преданная, а у ног Олимпии кошка, которая гуляет, сама по себе, черная к тому же, исчадие ада. "Венера с кошкой" – объявили критики и надавали ей массу других гораздо более издевательских наименований. "Олимпия" удостоилась и множества грубых копирований, карикатур, шаржей, каждый из которых был подобен плевку в полотно Эдуарда Мане. Кстати сказать, в нее и пытались плевать там, где картину выставили впервые, 1865 году, ее перевесили тогда повыше под потолок, чтобы плевки не долетали.

Смешно читать об этом сегодня, когда французы по праву гордятся и очень дорожат этим полотном. Решение о его отправке за пределы страны принимается на самом высоком уровне. А вывозили картину только дважды – три года назад в Венецию, и теперь в Москву.

"Поскольку после Венеции у меня был налажен контакт с президентом Французской Республики, я обратился к нему с вопросом, можем ли мы привезти "Олимпию" в Россию. Он сказал, что не против, чтобы эта картина была предоставлена на выставке", – признался президент Музея д'Орсэ Ги Кожеваль.

На выставке в Музее изобразительных искусств "Олимпия" экспонируется в обрамлении произведений на схожую тему из собрания самого музея – слепком скульптуры Праксителя "Афродита Книдская", картиной Джулио Романо "Дама за туалетом" и "Королевой" Поля Гогена, прекрасной таитянкой, в наготе которой точно нет ничего порочного, она – дикарка.

Новости культуры

Читайте также:
Картину "Олимпия" Мане из собрания Музея д’Орсэ представят в ГМИИ им. Пушкина

"Олимпию" Мане впервые привезли в Россию