20.04.2016 | 11:45

"Андрей Рублёв" на телеканале "Россия К"

В этом году исполняется 50 лет фильму Андрея Тарковского «Андрей Рублёв», одной из самых знаковых картин в истории кинематографа. 30 апреля в вечернем эфире телеканала «Россия К» в рубрике «Кино о кино» – премьера документального фильма Александра Казакевича «Андрей Рублёв. Начала и пути» (18:00) и художественный фильм «Андрей Рублёв» (18:40).

История фильма «Андрей Рублёв» началась в 1960 году, объявленным ЮНЕСКО годом 600-летия древнерусского иконописца. В СССР понимали, что такой громкий юбилей на родине художника игнорировать нельзя. В короткие сроки открыли Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублёва, торопливо облагородили территорию Спасо-Андроникова монастыря, где жил художник. Появились публикации об иконописце, имя Рублёва стало, как бы сейчас сказали, актуальным. На этой волне возникла идея снять художественный фильм. Молодые кинематографисты Андрей Тарковский и Андрей Кончаловский написали сценарий, который, с точки зрения руководства киностудии «Мосфильм», не имел никаких шансов быть даже запущенным в производство. Тем не менее, Андрей Тарковский подал заявку на съёмки «Андрея Рублёва», а через три года приступил к работе. В архивах «Мосфильма» сохранилось несколько вариантов сценария, который со скрупулезной тщательностью, строчка за строчкой перемалывался в творческой мастерской Андрея Тарковского. С большими цензурными поправками «Андрей Рублёв» всё же был выпущен и отложен на полку с резолюцией «фильм не историчен и не патриотичен». Коммунистические чиновники узрели в картине какие-то невыгодные параллели с современной действительностью, многих полуграмотных «искусствоведов в штатском» раздражала и непривычная форма повествования – костюмно-историческая сага вкупе с авторским фильмом-проповедью.

«Стоило ли делать картину, чтобы рассказать о мучениях художника, о его страстях и поиске, о его тоске по тому, что ему не удаётся сделать? Я думаю, что всё правильно. Надо было делать именно об этом фильм», – говорил Андрей Тарковский. В 1969 году «Андрея Рублёва» показали на Каннском кинофестивале несколько раз: на открытии и на закрытии. Каждый раз – аншлаг. В нашей стране фильм был разрешён для выхода на экраны только в 1971 году, когда мировое сообщество признало его шедевром киноискусства.

Документальный фильм Александра Казакевича «Андрей Рублёв. Начала и пути» (30 апреля, 18:00) – о непростой судьбе киноленты, о смыслах, вложенных режиссёром в столь важную для него картину, о том, какую роль сыграли современники Андрея Тарковского и коллеги с «Мосфильма», об обстоятельствах съёмок и режиссёрской лаборатории великого киноавтора.

«Начиная работу, мы прекрасно понимали, что программ об истории создания "Андрея Рублёва" снято немало, в том числе и на телеканале "Культура". Поэтому мы реконструировали историю фильма из интересных фактов, оставшихся за кадром, из воспоминаний тех, кто имел личное отношение к работе над картиной, – рассказывает автор и ведущий Александр Казакевич. – Кроме этого, мы запросили в архивах "Мосфильма" сценарий "Андрея Рублёва", дело фильма, куда включены все обсуждения картины, все правки и рекомендации, а также фотоархив, чтобы показать зрителям, кого пробовал Андрей Тарковский на ту или иную роль. Этот шаг потребовал от нас усидчивости и скрупулёзной работы, но полностью себя оправдал. Мы нашли некоторые любопытные моменты, на которые и акцентируем внимание зрителя. Например, в сцене Крестного хода Марию Магдалену играет молодая Ирина Мирошниченко, это одна из её первых ролей, и многие просто не узнают актрису. В этой же сцене директор фильма Тамара Огородникова играет мать Христа. Известно, что ни один сценарий на "Мосфильме" не востребован больше, чем "Андрей Рублёв", специалисты уже проанализировали его вдоль и поперёк, изучили каждое слово. Но мы пошли на один сложный эксперимент, пригласив графологов и лучших специалистов в сфере интерпретации почерка. Проанализировав сценарий фильма с личными правками и замечаниями Андрея Тарковского, мы получили дополнительные штрихи к творческому портрету режиссёра того времени». В фильме принимают участие: режиссёр, автор сценарий фильма «Андрей Рублёв» Андрей Кончаловский; актёры Николай Бурляев и Юрий Назаров; актриса Елена Санаева; директор Государственного центрального музея кино, дочь Анатолия Солоницына – Лариса Солоницына; писатель, член комиссии киностудии «Мосфильм» по ленте «Андрей Рублёв» Зоя Богуславская; иеромонах Варфоломей (Минин), а также интерпретатор почерка Ольга Балла, графолог и руководитель Центра изучения почерка Лариса Дрыгваль. Включены фрагменты интервью Андрея Тарковского, архивные фото- и видеоматериалы.

В 18:40 – историческая драма «Андрей Рублёв», включенная в число ста лучших фильмов за всю историю кинематографа. Призы и награды: приз ФИПРЕССИ Международного кинофестиваля в Канне (1969) (фильм демонстрировался вне конкурса); приз Леона Муссинака за лучший иностранный фильм в прокате Франции (1969); премия Французской киноакадемии «Хрустальная звезда» (1971); почетный диплом кинофестиваля в Белграде (1973); премия Международного кинофестиваля фильмов об искусстве и биографических фильмов о художниках в Азоло (1973). В ролях: Анатолий Солоницын, Иван Лапиков, Николай Гринько, Николай Сергеев, Ирма Рауш, Николай Бурляев, Юрий Назаров, Юрий Никулин, Ролан Быков, Николай Граббе, Михаил Кононов, Степан Крылов. Россия в начале XV века. Иконописец Андрей Рублёв расписывает стены Благовещенского собора в Москве. Он работает под началом Феофана Грека, который говорит о жестокости мира и Господнем гневе. Рублёв же верит в силу свободной воли. Признанный еретиком, он продолжает творить, храня обет молчания.

«Фильм ни в коем случае не решён в духе исторического или биографического жанра, – говорил Андрей Тарковский. – Нас интересует другое: исследование характера поэтического дара великого русского живописца... Нас также интересует анализ душевного состояния и гражданских чувств художника, создающего моральные ценности огромного значения. Этот фильм должен будет рассказать о том, как народная тоска по братству в эпоху диких междоусобиц и татарского ига родила гениальную рублёвскую "Троицу"».

Пресс-служба телеканала "Россия К"