21.04.2016 | 10:05

В столице прошёл Великопостный концерт Русского камерного оркестра

Великопостные концерты – особое явление русской музыкальной культуры. Начало им положил в XIX веке Алексей Федорович Львов – директор Придворной певческой капеллы в Петербурге, автор музыки гимна «Боже, царя храни». В дни Великого поста на этих концертах исполнялись лучшие образцы духовной музыки. Традицию возродили в Музее имени Глинки – там выступил Русский камерный оркестр под руководством Сергея Проскурина.

Сергей Проскурин и музыканты Русского камерного оркестра занимаются возрождением Великопостных концертов десять лет. Играют не только в родном Курске, но и в российских городах.

«Мы исполняем музыку Рахманинова, Чайковского, Прокофьева, это не принципиально, чтобы она была только хоровая. Интересно то, что звучит инструментальная музыка, которая не могла звучать в храме», - рассказывает дирижер и художественный руководитель Русского камерного оркестра Сергей Проскурин.

Сергей Проскурин двадцать лет играл в оркестрах Европы – преподавал в Копенгагене, Стокгольме, Вене. Вернувшись в родной Курск, создал Русский камерный оркестр на базе местного университета. Среди музыкантов – студенты и те, кто закончил учебу. Соединив традиции европейской и русских школ, Проскурин получил отличный результат.

«Европейская музыкальная дисциплина помогла в организации коллектива. Русские музыканты очень эмоциональные, я думаю, что наш оркестр имеет свой особый стиль», - говорит Сергей Проскурин.

Запрещенные после революции Великопостные концерты возрождают спустя столетие. Отец Симеон (Томачинский), год назад ставший ректором Курской духовной семинарии, считает это хорошим знаком.

«Цель искусства, как говорил наш писатель Фазиль Искандер, очеловечивание человека. Само слово человек – это чело, обращенное к вечности, это повод вырваться из нашей суеты, приземленности, музыка в этом помогает», - считает ректор Курской духовной семинарии, архимандрит Симеон (Томачинский).

Пианистка из Тайваня Линь готовится играть Баха. В России десять лет учится музыке. Влюблена в русскую культуру, такую непохожую на ее родную Тайваньскую.

«Мне очень нравятся оперы, особенно Чайковского. Я чувствую в них что-то необычное», - признается пианистка Линь Пинь Дзюнь. 

Брат пианистки, тоже музыкант, учится в аспирантуре, ассистирует на этом концерте, сожалея, что нельзя сыграть в четыре руки.

В XIX веке в первую и последнюю недели поста концертов не было. В другие – публика с удовольствием слушала Чайковского, Аренского, Бородина, Моцарта. Спустя 100 лет Русский камерный оркестр продолжает традицию Великопостных концертов, играют которые совсем не для развлечения.

Новости культуры