20.04.2016 | 18:00

"Датская волна" познакомит москвичей с работами современных режиссеров Дании

Узнать, чем знаменит кинематограф Датского королевства, подаривший миру Карла Теодора Дрейера, Билле Аугуста и Ларса фон Триера, и ближе познакомиться с работами современных датских режиссеров предлагают москвичам организаторы восьмого Фестиваля Danish Wave, который открывается сегодня в Центре документального кино и продлится до 26 апреля. Фестиваль проходит при поддержке посольства Королевства Дании и Датского киноинститута.

«Датская волна» – это название одного из самых любимых скандинавских кинофестивалей в России. Каждый год мы стараемся привозить самые ударные и самые выдающиеся режиссерские и актерские работы из Дании. И это действительно звездные имена – Томас Винтерберг, Тобиас Линдхольм, Мадс Миккельсен, Николай Ли Каас. Всех их знают не только поклонники независимого европейского кинематографа, но и любители современных сериалов и даже детективов. Современное датское кино очень актуально и захватывающе, и нередко выходит в широкий прокат в России. Цель нашего фестиваля – показать картины, которые позволят зрителю посмотреть больше хорошего и интересного датского кино», – рассказали в арт-объединении CoolConnections.

Датское кино – удивительный пример того, как небольшая страна за короткий период сумела создать сильный национальный кинематограф, ориентированный на международные фестивали и глобальный прокат. В этом году сразу две ленты датского производства были номинированы на кинопремию «Оскар»: игровой фильм Тобиаса Линдхольма «Война» (в программе фестиваля) и документальная лента «Взгляд тишины» Джошуа Оппенхаймера. Сегодняшний успех датского кино вырос на программе господдержки кинопроизводства, запущенной в 80-е годы. Во многом такому прорыву способствовали участники движения «Догма 95», созданного самым известным в мире датским кинематографистом Ларсом фон Триером. Этот своеобразный киноклуб был основан в Копенгагене в 1995 году с целью противостоять тенденциям современного кинематографа. Режиссеры прописали несколько «заповедей». Например, отказ от павильонной съемки, оптических, световых и звуковых эффектов, жанрового кино и даже упоминания имени режиссера в титрах. Среди фильмов, снятых по правилам «Догмы», – «Торжество» (1998) Томаса Винтерберга и «Идиоты» (1998) Ларса фон Триера.

Откроет фестиваль трагикомедия «Коммуна» Томаса Винтерберга, удостоенный «Серебряного медведя» Берлинале-2016 за лучшую женскую роль. Выдающийся датский режиссер Томас Винтерберг прославился в 1998 «Торжеством» – первым фильмом с сертификатом движения «Догма 95». «Догма» давно в прошлом, а Винтерберг – нет: 46-летний мэтр пребывает в расцвете творческих сил, самые недавние примеры которого – каннский лауреат «Охота» (2012) и англоязычный опыт «Вдали от обезумевшей толпы» (2015).

В программе Danish Wave 9 фильмов. Как на подбор – с хорошей фестивальной репутацией. «Традиционно будут представлены фильмы, отмеченные вниманием крупных киносмотров по всему миру. Большинство картин станут российскими премьерами, – подчеркнули организаторы. – Детективы, комедии, психологические и социальные драмы – широкий спектр датской жизни в ее самых причудливых и захватывающих проявлениях. В программе номинант на премию «Оскар-2016» фильм «Война» Тобиаса Линдхольма, пронзительная возрастная драма «Ключ, дом, зеркало» с иконой датского кино Гитой Нёрбе в главной роли, политический триллер «Идеалист» Кристины Розендаль, драма Мартина Зандвлиета «Моя земля».

Все скандинавы – большие любители детективного жанра, остросюжетные детективные триллеры занимают важное место и в датском кино. Поэтому особое событие фестиваля – показ трилогии «Мистериум», основанной на криминальных романах-бестселлерах Юсси Адлера-Ольсена, звезды нового скандинавского детектива, успешного конкурента шведа Стига Ларссона с его трилогией «Миллениум» и норвежского беллетриста Ю Несбё с его циклом об инспекторе Харри Холе. У Юсси Адлер-Ольсена свои постоянные герои – опальный полицейский Карл Мёрк, берущийся за самые сложные и мрачные расследования, его напарник, общительный и жизнелюбивый сыщик Ассад, и их отчаянная секретарша Роза. «У нас, – говорит Адлер-Ольсен, – как и в России, есть давняя традиция – рассказывать вечерами истории. У нас долгие зимы и всего один урожай в год, мы смогли выжить только потому, что были крепкими, смышлеными, с чувством юмора». Трилогия – «Начало» (2013), «Охотники на фазанов» (2014) и «Тьма в бутылке» (2016) – впервые демонстрируется в России.