18.04.2016 | 20:20

"Олимпию" Мане впервые привезли в Россию

Полотно Эдуарда Мане на три месяца стало украшением Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина. «Олимпия» – едва ли не самый знаменитый шедевр одного из основателей импрессионизма. Написанная в 1863-м, картина, спустя два года, оказалась в центре беспрецедентного скандала на Парижском салоне. Её называли неприличной, а автора обвиняли в нарушении норм общественной нравственности. Прошло время, и как это нередко бывает в истории искусства, буря возмущения, разыгравшаяся полтора столетия назад, у современной публики вызывает искреннее недоумение.

С момента создания в 1863 году «Олимпия» Эдуарда Мане покидала Францию всего однажды – в 2013 году. Тогда картину выставляли в Венеции во дворце Дожей. Нынешняя выставка в Пушкинском музее – второй такой беспрецедентный случай. Французы настолько гордятся этим полотном, что решение о его отправке за пределы страны в обоих случаях принималось на самом высоком уровне.

«Поскольку после Венеции у меня был налажен контакт с президентом Французской Республики, я обратился к нему с вопросом, можем ли мы привезти "Олимпию" в Россию. Он сказал, что не против, чтобы эта картина была предоставлена на выставке», – признался президент Музея д'Орсэ Ги Кожеваль.

«Спасибо огромное Музею д'Орсэ, спасибо правительству Франции, мы запомним ваше особое отношение и тоже привезём вам что-нибудь хорошее, уже в этом году», – ответил министр культуры России Владимир Мединский.

Президент Пушкинского музея Ирина Антонова сравнила появление полотна Эдуарда Мане в Пушкинском музее с чудом. По ее словам, это этапное произведение. Картина стала рубежом между всей предшествующей мировой живописью и искусством нового времени. Поводом для создания полотна стало желание Мане вступить в диалог с «Венерой Урбинской» Тициана, созданной на три столетия раньше. Примечательно, что модель, которая позировала Мане, не была куртизанкой, она лишь играет эту роль на картине, что было в новинку для XIX века.

«"Олимпия" – очень французская картина. Ее тема становится весьма важной для XIX столетия. И мы находим образы, созвучные "Олимпии", только в другом ракурсе, и в Сонечке Мармеладовой у Достоевского, и в Катюше Масловой у Толстого», – рассказала президент ГМИИ им. А.С. Пушкина Ирина Антонова.

В свое время «Олимпия» Эдуарда Мане вызвала резкое неприятие и критики, и зрителей. «Это самка гориллы, сделанная из каучука», – вот лишь один из отзывов того времени. На Парижском салоне 1865 года картину пришлось поместить в самый дальний зал и повесить высоко от пола – чтобы до нее не долетали плевки возмущенных зрителей.

«Трудно даже представить, чем она так раздражила зрителей, что заставило говорить, что это ничтожество даже невозможно оценивать. Но так всегда происходит. Энергия неприятия – она чудовищная. Зато потом энергия восприятия – аналогичная», – отметила директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак.

В Пушкинском музее «Олимпия» пробудет три месяца. Чтобы ей не было скучно, выставку аранжировали тремя произведениями на схожую тему из собрания ГМИИ – слепком скульптуры Праксителя «Афродита Книдская», картиной Джулио Романо «Дама за туалетом» и «Королевой» Поля Гогена, который в своей картине по-своему переосмыслил «Олимпию» Мане. 

Новости культуры

Читайте также:

Картину "Олимпия" Мане из собрания Музея д’Орсэ представят в ГМИИ им. Пушкина