31.01.2011 | 10:06

Премьера в Театре Наций. В роли Калигулы - Евгений Миронов

Пьеса Альбера Камю «Калигула» уже более полувека не сходит с мировых афиш. Первым исполнителем роли беспощадного и сумасбродного римского императора стал Жерар Филипп - в послевоенной Франции эта постановка имела оглушительный успех. Московские театралы видели Калигулу в трактовках Виктора Авилова, Олега Меньшикова, Александра Балуева. Теперь в роли «безумного» тирана на сцену выйдет Евгений Миронов. Поставить спектакль, Театр Наций пригласил Эймунтаса Някрошюса. Премьера сегодня. Рассказывают «Новости культуры».

 

У Театра Наций по-прежнему нет своего помещения, и для изнуряющих репетиций с единственным выходным – 1 января – свое помещение предоставил Дворец на Яузе. Здесь и состоится премьера. А репетициям в Москве предшествовали десять дней в Вильнюсе.

«Вот в Вильнюсе было хорошо, там было тепло, сентябрь-месяц, у нас были репетиции в щадящем режиме, 3-4 часа, потом все гуляли, дышали воздухом, ходили по европейскому городу», - рассказывает заслуженный артист России Алексей Девотченко.

Может, потому что Москва оказалась суровой – все-таки зима – Някрошюс собирал артистов каждый день. Несмотря на это, актеры признаются: до сих пор не могут понять своих персонажей.

«У меня подобного рода ролей никогда не было, ни в театре, ни в кино, для меня это очень интересно, очень трепетно. Я совершенно не знаю, как это играть», - признается заслуженная артистка России Мария Миронова.

Цезония – одна из любовниц Калигулы, как никто видит в жестком императоре душу романтика. Надломленная личность, потерявшая веру во все, кроме любви. Именно это оказалось близко Марии Мироновой в ее героине. Но все остальное – пластика, мимика – как будто училась делать заново.

«Он сбивает, абсолютно выбивает из какой-то привычной и знакомой колеи, и только в этот момент, когда она выбивается, начинает что-то рождаться», - говорит Мария Миронова.

Эймунтас Някрошус, как обычно, интервью не дает – слова – лишнее, все – на сцене. Декорации, похожие на шиферную крышу. Из нее – и трон, и дворец. Один из самых пугающих тиранов в истории - Калигула в начале спектакля – наивный юноша, романтик с разбитым сердцем, почти Гамлет.

«Гамлет тоже, приходя в этот мир, говорит эту фразу: «Этот мир невыносим». И Калигула с нее начинает тоже», - отмечает народный артист России, художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов.

Калигула у Камю и Някрошюса начинает эксперимент с собственным сознанием – исследует границы своей внутренней свободы. Убивает, издает ужасающие законы, казнит. Выкрикивает, что упразднил богов. Он стремится изменить мир – пытаясь быть честным с самим собой до конца.

«Он смотрит внутрь себя, а там ничего, там выжжено все. Доволен ли он таким финалом – думаю, нет», - считает Евгений Миронов.

В пьесе Калигула разбивает зеркала на тысячи осколков и говорит, что точно так же в истории никого из патрициев и рабов не останется, и только его имя – ужасного экспериментатора и злого гения – навсегда пропечатается в учебниках.

Читайте также: Евгений Миронов сыграет Калигулу в постановке Някрошюса