14.04.2016 | 13:51

Мир женщины через предметы быта показывают в Музее дымковской игрушки

Резные прялки, ткацкий станок, полотенца с вышивкой и крестьянское платье. К миру русской женщины, жившей более сотни лет назад, сегодня можно прикоснуться в кировском Музее дымковской игрушки. 

К роли матери и жены девочку готовили с детства. Учили вести хозяйство, шить, ткать, рукодельничать. А самыми дорогими подарками отца были прялка и трепало. Словно три небесные пряхи-богини у славян - Лада, Леля и Полеля - русские женщины пряли из нитей полотна своих судеб. И воплощалось это, в том числе и в женском костюме.

«Например, образец костюмного комплекса севера Кировской области. Это праздничный костюм. Нарядная вышивка и на рубашке, и на сарафане тоже выполнялась умелыми женскими руками», - рассказывает участница историко-краеведческого клуба Екатерина Зыкова.

Материал - домоткань, то есть домашнего производства. Выращивала, обрабатывала лен и красила ткань женщина сама. Фабричная ткань использовалась лишь для украшения.

«Ткань домашнего производства менее ценилась, чем покупная, фабричная ткань, несмотря на то, что был затрачен колоссальный труд. Но она доставалась крестьянкам бесплатно, не надо было тратить на нее деньги», - объясняет Екатерина Зыкова.

В коллекции - более тридцати сарафанов. И ни одного одинакового. Сергей Шмыков исследовал особенности орнаментированных тканей рубах и платьев. И сделал открытие: орнамент и контрастность гармонично и незаметно воздействуют на мозг человека. Это - так называемая нейроэстетика.

«Объект обладает целым набором каких-то признаков, которые, так или иначе, приведут человека к переживанию прекрасного, красоты. Они, действительно, красивы», - убежден участник историко-краеведческого клуба Сергей Шмыков.

Неслучайно произведения мастериц из прошлого, будь то русский костюм или полотенце, заставляют нас восхищаться и по сей день. На выставке представлено и то, что помогало женщине создавать эту красоту. Особое место в ее жизни занимала прялка или «пряслице».

Интересно, что голландскую прялку называли «чертовым колесом», несмотря на то, что она удобная. Долго время не принимали ее и пряли на традиционной русской прялке. То есть, на ручной. Так было привычнее. К тому же изготовить самим прялки с колесом было непросто и требовало средств. Большая часть выставочных экспонатов собрана в ходе экспедиций в Подосиновском и Лузском районах.

Новости культуры