14.04.2016 | 10:52

Выставка "Поздний Машков" объединила работы последних 20 лет жизни художника

Имя Ильи Машкова чаще всего связывают с эпохой «Бубнового валета». Однако сегодня не меньший интерес у специалистов и публики вызывают последние 20 лет жизни художника. В Москве открылась выставка «Поздний Машков», где мастер представлен не темпераментным авангардистом, а степенным классиком европейской живописи, универсальным художником ХХ века. Любовь к цвету, композиции, ярким впечатлениям с возрастом живописца получила мощное развитие в самых разных сюжетах, многие из которых оставались недооцененными долгие годы.

Многие из поздних работ Ильи Машкова хранятся в запасниках музеев годами и не экспонируются.

Картину «Девушка с подсолнухами», которая оказалась в частной коллекции, и вовсе более чем на семь десятилетий потеряли из виду.

«В 1939 году в Нью-Йорке на всемирной выставке она демонстрировалась в составе коллекции IBM. Там были показаны работы из 79 стран. Последние сведения о "Девушке с подсолнухами" относятся к 1939 году, потом она долго считалась утраченной - до 2011 года», - рассказывает куратор выставки Елена Руденко.

«Девушка с подсолнухами» датирована 1930 годом. Она – одна из трех программных портретов в пейзаже, которые художник делал по заказу. Как и две другие картины – «Колхозница с тыквами» и «Девушка на табачной плантации» – эта работа должна была быть напечатаны на отрывных календарях и прославлять успехи в сельском хозяйстве.

Портреты тружениц Машков писал у себя на родине в станице Михайловское, куда отправился, объявив, что хочет «стать на сто процентов к производству, то есть к мольберту».

«Все портреты, которые он писал в станице Михайловское, - это были его родственники и известные красные партизаны, колхозники. Фотографию модели "Девушки с подсолнухами" мы нашли в архиве волгоградского музея. Это Зоя Андреева – двоюродная племянница Ильи Машкова», – продолжает куратор выставки Елена Руденко.

Выставка «Поздний Машков» объединила картины, созданные художником за последние двадцать лет жизни.

Открывает экспозицию «Натюрморт с веером» – работа 1922 года, ставшая поворотным этапом в творчестве Машкова.

«Она экспонировалась на выставке картин 1923 года, значимой для "Бубнового валета". Тогда критики отметили, что в творчестве бубнововалетцев определился поворот к классической живописи», – отмечает куратор выставки Елена Руденко.

Одна из ключевых работ на выставке – «Клубника и белый кувшин».

Она написана на даче в Абрамцеве за год до ухода художника из жизни. Это полотно, где раскрылась вся полнота его таланта.

Новости культуры