01.02.2011 | 11:38

Фестиваль архивного кино открывается в Госфильмофонде

Фестиваль архивного кино "Белые столбы" открывается сегодня в 15-й раз в Госфильмофонде России. Главная его задача - расширить представление участников о развитии отечественного и зарубежного кинематографа, познакомить их с неизвестными или забытыми страницами его истории, а также напомнить о примечательных датах в культурной жизни, сообщил  заместитель генерального директора этого смотра и один из его организаторов Владимир Дмитриев.

"Только там, на этом смотре, можно увидеть абсолютные раритеты из истории кино, среди которых - фильмы-находки, картины, восстановленные благодаря новейшим компьютерным технологиям и казалось бы исчезнувшие много лет назад", - отметил он.

Фестиваль "Белые столбы" повторяет название подмосковной станции, где находится российский Госфильмофонд, - один из крупнейших киноархивов мира. Его коллекция насчитывает более 60 тысяч названий фильмов, созданных как в России, так и в других странах на протяжении всей истории мирового кино. Исключения составляет лишь часть документальных лент, что хранится в кинофотоархиве, находящимся в подмосковном Красногорске.

Как подчеркнул Дмитриев, "основной принцип деятельности Госфильмофонда - максимально использовать национальную коллекцию в культурно-просветительских центрах. Поэтому его наиболее значительные ленты показываются также в столичном кинотеатре "Иллюзион".

На нынешнем фестивале будут отмечать 100-летие со дня рождения Николая Крючкова, Аркадия Райкина, Марка Бернеса, Сергея Столярова. Вспомнят на фестивале и зарубежных артистов: французского актера Роберта Тейлора, известного итальянского композитора Нино Роты, режиссеров Отакара Вавры (Чехия) и Жюля Дассена (США). Участники фестиваля отдадут дань памяти и кинематографистам, скончавшимся в прошлом году.

Специальная программа подготовлена к 70-летию начала Великой Отечественной войны. В нее, в частности, вошли фильмы, шедшие в советском прокате в 1941 году и снятые в разных странах. Неожиданностью, вероятно, для многих участников фестиваля станет цикл "Война в цвете". Хроника войны по определению представляется зрителям черно-белой. Однако, как оказалось, некоторые события были сняты на цветной пленке. Свидетельство тому - советские ленты "Трофеи великих битв" (1943 год) и "Парад Победы" (1945).

Организаторы фестиваля решили напомнить его участникам, что 70 лет назад в Москве начались съемки первого в мире стереоскопического фильма по системе Семена Иванова, к сожалению, ныне утраченной. Этой картине под названием "Земля молодости" ("Концерт") с помощью современных технологий удалось вернуть первозданный вид. И теперь зрители, "вооружившись" специальными очками, смогут увидеть стереоскопический вариант фильма.

Другая традиционная рубрика "Белых столбов" - "Конфронтация", дающая представление о противостоянии точек зрения на одно и то же историческое событие или личность, на этот раз будет представлена фильмом "Наполеон Бонапарт" (Франция, 1935 год) и фрагментами из других картин, где он является одним из героев.

Как всегда, видное место в работе фестиваля займут творческие встречи, дискуссии, а также "круглый стол" "Колоризация - варварское надругательство над киноклассикой или один из способов сохранения кинонаследия?", где пойдет речь о появившейся сейчас тенденции раскрашивать черно-белые игровые фильмы снятые раньше в разные годы.