01.04.2016 | 15:29

Возможности второй сцены Мариинки позволили по-новому взглянуть на балет "Медный всадник"

«Медный всадник» вернулся на петербуржскую сцену. Спустя 30 лет один из символов города предстал в пластической версии бережно восстановленным и наполненным дыханием сегодняшнего дня. Именно эта постановка дала старт показам Международного фестиваля балета «Мариинский». 

По-новому взглянуть на «Медного всадника» молодому хореографу Юрию Смекалову позволили технические возможности второй сцены Мариинского театра. Вместе с художником Андреем Севбо они создали по-настоящему масштабный спектакль.

Огромные декорации с видами Петербурга, движущиеся корабли и сцена наводнения. И еще один сюрприз для зрителей: Петр Первый на живом коне.

«У нас есть основной элемент жесткой декорации. Это огромный деревянный мост, который выполняет функцию перспективы, функцию мостов петербургских, выполняет очень функциональную задачу - на нем танцуют артисты. Поэтому это огромная конструкция, которая должна двигаться, соединяться», - рассказывает хореограф-постановщик Юрий Смекалов.

Однако кардинально спектакль изменился только в оформлении. Хореографию Ростислава Захарова, который поставил «Медного всадника» в 1949 году, Юрий Смекалов стремился максимально сохранить в первозданном виде. В театр даже пригласили исполнителей главных партий восьмидесятых годов - Татьяну Васильеву и Андрея Босова. Они помогли в точности воссоздать захаровскую технику и поэтичность образов.

«Татьяна Алексеевна Васильева - это одна из последних исполнительниц этой партии, приехала и все время говорила нам о том, что нужно быть проще, нужно все делать по-настоящему. Образ очень чистый. Любовь чистая, не такая, как в наше время, поэтому сложность именно в этой простоте», - убеждена прима-балерина Мариинского театра Виктория Терёшкина.

Но для некоторых сцен постановщик всё же решил незначительно изменить хореографию, чтобы достучаться до современного зрителя. Отдельные фрагменты и вовсе поставил заново.

«Сложнее всего - как раз соединять хореографию того времени с нынешним движением, с ритмом и биением моего сердца, потому что сейчас молодые хореографы живут другими ритмами. Захаровская стилистика другая - очень много пантомим, очень много условных жестов, которые должны здесь гармонично сочетаться с темпом сегодняшней хореографии», - считает Юрий Смекалов.

Спектакль «Медный всадник» открыл 16-й международный фестиваль «Мариинский». В этом году на нем выступят артисты из Франции, Канады и США. Прима-балерина Мариинского театра Диана Вишнева выйдет на сцену в новой современной постановке Live нидерландского хореографа Ханса ван Манена. Сразу три премьеры покажет в Петербурге балетная труппа Пермского театра оперы и балета.

Завершится фестиваль гала-концертом, на котором свою новую работу представит директор балета Парижской оперы, хореограф Бенжамен Мильпье. Спектакль «Аппасионата» на музыку Бетховена - это совместный проект французского театра и петербургского. Премьера прошла в Париже. На фестивале балет исполнят артисты Парижской оперы и Мариинского театра.


Новости культуры