05.04.2016 | 13:06

Современные рукодельные книги художников и книжные раритеты XVIII-XIX веков собраны на выставке в Нижнем Новгороде

«Картины мира» современных художников и мастеров XVIII-XIX веков объединяет выставка в Нижегородском филиале Государственного центра современного искусства. Уникальный проект, объединяющий общей темой целую серию выставок, мастер-классов и лекций, исследует восприятие мира через книгу. Уникальные раритеты прошлых веков учат нынешних художников создавать свои мультимедийные и интерактивные произведения. Личные «арт-сообщения», «книги художников», составили основу новой экспозиции. 

Изданию Карамзина больше двухсот лет. Это знаменитые «Письма русского путешественника». На выставку попало из фондов Нижегородской областной Ленинской библиотеки и для целого раздела выставки - современных книг-путешествий - стало основополагающим.

«Современный автор, делая книгу "Венера и Юпитер", тоже делает путеводитель уже для наших современников. Увлекается корабельными путешествиями. Сделал свою книгу в помощь навигации - плавающим, чтобы ориентировались по планетам, звездам, огням сигнальным», - объясняет куратор выставки Евгений Стрелков.

Фрагменты старинных книг также вкраплены и в другие современные издания. Кроме того, в экспозиции - и сами раритеты – старинные дорожные и звездные атласы, гороскопы и календари, путевые заметки и альбомы. Они соседствуют с современными, которые выполнены в особом жанре – «книги художника» - с использованием разных техник. Одни авторы выбрали проверенные временем - гравюру и литографию, смелые использовали новые технологии, в них текст стал лишь одной из составляющих арт-сообщения.

В отличие от писателя здесь «автор» создаёт книгу как целостный организм. Послание, зашифрованное в книге художника, не ограничивается философским и визуальным рядом - не менее важными становятся тактильные и даже слуховые ощущения.

Каждый сборник - штучный товар. Стеклянный труд московского художника Ивана Александрова легко перелистать. Зрители даже могут поменять страницы местами. Причем, нарушение логики, по мнению автора, не имеет значения. Важно научиться воспринимать работу в целом.

В сборнике-гармошке нижегородского мастера Евгения Стрелкова, посвященном экспедиции по Волге путешественника и натуралиста XVIII века Самуила Гмелина, важны иллюстрации.

«Как правило, тираж этих книг разнится от 3 - 5 штук до 50, понятно такие книги не поступают в магазины, много труда», - объясняет куратор выставки, художник Евгений Стрелков.

Поэтому у «книг художника» судьба проста - они перекочевывают из экспозиции в экспозицию, чтобы однажды попасть в руки коллекционера. А старинные издания после выставки вернутся в фонды Ленинской библиотеки.

Новости культуры