04.04.2016 | 17:09

Мультимедийный проект "Час Чаплина" возвращается в Дом музыки

Дом музыки представит уникальный мультимедийный проект Владимира Спивакова и Национального филармонического оркестра России – «Час Чаплина», объединяющий в себе киносеанс и симфонический концерт. На один вечер зрители смогут окунуться в атмосферу немого кино 30-х годов прошлого века. 

«Мне захотелось сделать такой проект, и я его сделал, – говорит о программе «Час Чаплина» маэстро Спиваков. – Он имел просто ошеломительный успех. После премьеры в Доме музыки я получил тысячи писем. Затем мы показали этот концерт в Киеве и Минске. И везде люди чувствуют себя другими после этого фильма. Я рад снова представить его на большой сцене вместе с великолепным оркестром».

Чарли Чаплин в каждом своем фильме выступал в нескольких амплуа: сценариста, режиссера, исполнителя главной роли, продюсера, балетмейстера, а затем и композитора. Он обладал прекрасным слухом, отменным чувством ритма и формы, особенной восприимчивостью к музыкальной образности и языку. Играл на скрипке и фортепиано, не раз стоял за дирижерским пультом. В общей сложности Чаплин сочинил музыку к семи собственным картинам из четырнадцати. Многие его произведения впоследствии стали мировым наследием музыкального искусства.

«Чаплин – великий поэт, который глубоко проник в сущность человеческой натуры, – убеждён Владимир Спиваков. – Он взывает к лучшим сторонам нашей души. Он был человеком, который хорошо понимал, что мы все находимся на краю пропасти, и что жизнь человеческая – это воспоминание об одном мимолетном дне, проведенном в гостях. Чаплин показал нам хрупкость человеческой жизни… Показал, что нужно верить и надеяться, и что настоящее чувство может победить многие вещи».

«Огни большого города» – один из последних немых фильмов Чарли Чаплина и, пожалуй, самая трогательная из рассказанных им историй. Это был первый композиторский опыт великого комика. Оркестровку и аранжировку музыки Чаплин доверил профессионалам – Артуру Джонстону и Альфреду Ньюману, мастерство которых ценил очень высоко. Однако он сам тщательно разбирал оркестровые партитуры и вносил коррективы, если считал, что что-то в музыке не соответствует замыслу, эпизоду, характеру или образу. «Мне нужна была изящная, романтическая музыка, которая контрастировала бы с образом бродяги и придавала бы моим комедиям эмоциональную глубину, – говорил он. – Музыка должна не конкурировать со мной, а служить в фильме контрапунктом изящества и обаяния, выражать чувство, без которого, по словам Гэзлита, произведение искусства не совершенно».

В 2004 году американский дирижер Тимоти Брок реконструировал партитуру «Огней большого города», спустя пять лет к ней обратился Владимир Спиваков. Он включил демонстрацию бессмертной ленты с живым музыкальным сопровождением в программу V Московского фестиваля «Владимир Спиваков приглашает…», и этот проект имел оглушительный успех. Впоследствии маэстро и Национальный филармонический оркестр России повторили его в Москве, представили во многих городах нашей страны и за ее пределами.